Раствор йок, кирипич бар: Аркадию Райкину без пяти сто
«Те, кто думает, что Аркадий Райкин был сатириком, глубоко ошибается, потому что Аркадий Исаакович был, в первую очередь, актером. Драматическим актером, окончившим театральный институт, игравшим в театре. Потом он создал в Ленинграде свой Театр миниатюр, где мог играть и комические роли, и трагикомические. Были миниатьры, в которых Аркадий Исаакович сам плакал, и публика плакала. Были миниатюры, где публика хохотала до упаду. И были миниатюры, где публика задумывалась. …»
«…Сатириком быть легче: кого-то обличать, кого-то высмеивать. А он обобщал явления, он брал один образ, на котором показывал целую группу людей. Кстати, его самый сатирический спектакль — это «Светофор» Жванецкого. Шел примерно 1967 год, тогда было еще очень опасно. Райкин часто страдал, его наказывали за какие-то миниатюры, за какие-то слова. Читая «Светофор», он был по-настоящему близок к сатире, но все равно оставался добрым человеком. Аркадий Исаакович в самом деле хотел принести добро, хотел принести какую-то пользу своим искусством. Он не издевался, а показывал. Это был блестящий показ всех теневых сторон нашей жизни и персонажей, которые существовали, существуют и, видимо, еще будут существовать…»
«…Что что-то всегда влияло на него. Либо погода, либо настроение, либо костюм. Костюм — это очень интересная вещь. Артист всегда привыкает к какому-то костюму. У Аркадия Исааковича было очень много костюмов. Шил ему портной в Риге, он знал его размеры и присылал готовые костюмы. Райкин любил костюмы и вообще одевался элегантно. Всегда — красивый, высокий. Когда он появлялся на публике, то сразу выделялся из всех. Как говорил Миша Жванецкий: «Когда Райкин входил в комнату, хотелось встать…»
«…Иногда ему надоедал черный костюм и он надевал какой-нибудь необычный, который только что прислали. И спектакль шел очень плохо. Это какое-то суеверие актерское, но такие неудачные спектакли были. Например, в Венгрии, играли для нашего посольства, Райкин вышел, читает одну вещь, вторую, третью, четвертую, пятую — тишина мертвая в зале. Аркадий Исаакович начал жутко нервничать. Я его таким еще не видел. Причем он стал злым, остановился и сказал: «После спектакля я вам покажу, как вы смотрели этот спектакль». Такое бывает, такие спектакли не забываются. Их немного, но именно эти спектакли помнишь всю жизнь: нервные, где ты теряешь много здоровья, где ты падаешь без парашюта…»
«…Райкин был жестким человеком. Он требовал колоссальной дисциплины. Вообще, это был частный театр под названием «Государственный театр миниатюр». Частный театр, где Райкин решал все вопросы — вопросы квартиры, зарплаты, ролей, гастролей и т.д. Он был настоящим профессионалом и требовал того же от своих партнеров… Да нет, он не был жестким человеком, он просто был нормальным человеком, который требует профессионализма. В театре, в спорте, да где угодно, у нас очень мало профессионалов. Он научил нас уважать публику и относиться к своей работе очень серьезно, хоть театр и был юмористический…»