Самый облученный человек на Земле разгадал главную загадку Чернобыля
В канун 25-летней годовщины со дня Чернобыльской трагедии «Независимая газета» публикует материал на основе интервью Константина Чечерова, легендарного ликвидатора из группы Курчатовского института, возглавлявшего в Чернобыле лабораторию по исследованию топлива.
Вместе со своей командой Чечеров обшарил все помещения взорвавшегося 26 апреля 1986 года четвертого блока Чернобыльской АЭС и заявил, что ядерного топлива там практически нет.
По всем расчетам, там оставалось не более 6-10% топлива. Загадка чернобыльской трагедии, пишет издание, состояла в том, что количество урана, осевшего после взрыва, по другим оценкам, тоже не превышало 10%. Если принять официальную версию о том, что крышу реактора сорвало взрывом перегретого газа, то остается совершенно непонятным, куда делось остальное топливо: такой взрыв мог накрыть радиоактивными осадками громадную территорию, но основное топливо все-таки должен был или расплавить и вдавить в землю, или рассыпать поблизости. И только в том случае, если на четвертом блоке прогремел настоящий ядерный взрыв с температурой в десятки тысяч градусов, испаренное топливо должно было вылететь в стратосферу и там, на высоте 10–15 километров, «размазаться» ветрами почти над всем земным шаром. Эту версию, опровергающую то, что это был взрыв газа, Чечеров считает единственно возможной.
Как объяснил Чечеров, это был даже не столько атомный взрыв, сколько атомный выстрел, направленный в стратосферу. Украине, как ни парадоксально это звучит, страшно повезло: если бы стены разнесло одновременно с крышей, то Чернобыль стал бы третьим городом после Хиросимы и Нагасаки, испытавшим на себе все ужасы ядерного гриба, считает эксперт.
По его словам, существует много других подтверждений версии ядерного выстрела в Чернобыле.
«Случайно оказалось так, что на высоте 15 километров в момент взрыва над Чернобылем летел самолет. Когда он приземлился, на нем была обнаружена «неснимаемая» радиоактивность, — рассказывает Константин Чечеров. — О том же говорят и анализы проб, сделанные в отделе радиационного материаловедения Курчатовского института. Они показали, что температура изотопов цезия в реакторе была больше 6 тысяч градусов, а по некоторым другим оценкам, достигала 40 тысяч градусов. Эти температуры может создать только неуправляемая цепная реакция. Вне всякого сомнения, это был полноценный ядерный взрыв».
Как пишет газета, 64-летнего Константина Чечерова называют самым облученным человеком мира. Это нездоровый человек, но нездоровый примерно на уровне своего возраста. По его собственным словам, на его счету официально числятся 2200 рентген, или, как сегодня принято считать дозу, 22 тысячи миллизивертов. Для справки — максимальная суммарная доза облучения для чернобыльских ликвидаторов, как и для сегодняшних ликвидаторов на японской «Фукусиме», составляла 250 миллизивертов. Как только человек эту дозу набирал, его полагалось немедленно убирать из зоны.