Смех длиною в век: десять лучших комедий в истории кино по версии Variety
5 место — «В ожидании Гаффмана» (1996)
Variety включает фильм в список лучших комедий за его точное попадание в эстетику мокьюментари и умение высмеивать амбиции через почти документальную наблюдательность. Кристофер Гест создаёт пространство, где импровизация становится главным инструментом: актёры не столько играют, сколько живут внутри нелепой уверенности маленького городка в собственном грядущем величии. Комедия здесь рождается из тишины, пауз и наивной веры персонажей в то, что их самодеятельный мюзикл способен покорить Бродвей.
Фильм со временем превратился в образец тонкой сатиры на провинциальный пафос и извечное стремление к славе. В центре повествования — режиссёр-энтузиаст, лишённый элементарного вкуса и ощущения реальности, вокруг которого вращается группа жителей, одинаково убеждённых в своей уникальности. Благодаря сочетанию импровизационного стиля и точных наблюдений «В ожидании Гаффмана» стал одной из самых деликатных и в то же время беспощадных комедий о том, как люди строят мечты на фундаменте иллюзий.
4 место — «Великий диктатор» (1940)
Variety включает картину Чаплина не только за её комедийную силу, но и за редкую для жанра прямоту политического высказывания. Комик превращает манеры и жесты диктаторов 1930-х в гротескный фарс: прыжки по шторам, игра с надувным глобусом, преувеличенные позы и самодовольные марши работают как точная сатира на культ власти. Комедия здесь становится способом разоблачить механизм политического театра — показать, насколько нелепой выглядит жестокость, когда её лишают пафоса.
Но фильм вошёл в историю прежде всего благодаря финальному монологу, когда герой выходит из роли и обращается прямо к зрителю. Чаплин снимает маску, отказывается от шутки и говорит о гуманизме, разуме и свободе — в 1940 году это звучало не как осмысление прошлого, а как реакция на события, разворачивавшиеся в реальном времени. «Великий диктатор» стал примером того, как комедия способна не только смешить, но и фиксировать исторический момент с силой, которой не всегда достигают серьёзные драмы.
3 место — «Энни Холл» (1977)
Variety включает картину в топ за её способность объединить лёгкость комедии и глубину наблюдений о человеческих отношениях. «Энни Холл» стоит на переломе творчества Вуди Аллена: ещё с элементами его раннего буффона, но уже с вниманием к неврозам, самоанализу и тонким эмоциональным нюансам. Фильм создаёт особый комедийный ритм — где шутки не перекрывают чувства, а становятся способом их прожить.