Жуткие картины известных художников
«Два полотна без названия», Здзислав Бексиньский (1929-2005)
Польский художник Здзислав Бексиньский не давал названий своим мрачным картинам. Его образы отражают атмосферу послевоенных лет и личные трагедии. Первая картина — изуродованная фигура на выжженной пустоши, символ боли и отчуждённости. Вторая — человек с факелом в каньоне, окружённый фигурами с черепами, символизирующими одиночество перед смертью или судом.

«Глаз, как странный воздушный шар, устремляется в бесконечность». Одилон Редон, 1882
Литография Одилона Редона, созданная в 1882 году. Это мистическое и символическое произведение было вдохновлено текстом Эдгара Аллана По. На изображении — огромный глаз в виде воздушного шара, к которому привязаны фигуры (возможно, человек и смерть), парящие в мрачном, сюрреалистическом небе. Это аллегория духовного взлёта, стремления к познанию или к вечности, но также — неизвестности и ужаса перед этим полётом. Редон сочетает фантазию, сон и символизм, создавая образ, который можно трактовать как взгляд души, уносящийся за пределы земного.

«Автопортрет». Кен Карри, 1995
Мрачная и сильная картина, в которой художник обращается к старению, умиранию и хрупкости тела. На полотне — искажённый, болезненный образ самого Кена Карри: его лицо и тело будто покрыты восковой или мертвой кожей. Взгляд усталый, полный страха и принятия конца. Карри создал этот автопортрет в ответ на политические и гуманитарные кризисы 1990-х в Восточной Европе и на понимание смертности человека. В масляные краски он добавил пчелиный воск, что придало коже необычную текстуру, вызывающую у зрителя первобытный ужас, похожий на чувство от страшных фильмов.

«Безумная Грета». Питер Брейгель Старший, 1563
Аллегорическая и сатирическая картина Питера Брейгеля Старшего показывает обезумевшую женщину по имени Грета, которая ведёт отряд таких же женщин на штурм ада. Она в доспехах с мечом бесстрашно грабит адские земли — вокруг хаос, демоны, огонь и разрушения, типичные для стиля Брейгеля.Это произведение высмеивает жадность, безумие и агрессию, особенно среди женщин, ставших жертвами алчности и суеты. Картина — яркий пример средневекового морализма и гротеска, напоминающий Босха. В ней отражены худшие человеческие пороки и суровая реальность того времени — войны и казни, которые для художника и есть настоящий ад на земле.

«Аббатство в дубовом лесу», Каспар Давид Фридрих, 1810
Эта жуткая картина создает атмосферу холода и запустения. А черные фигуры, идущие в аббатство, придают пейзажу еще больше обреченности. Художник будто высказывает свою мысль, что все в этом мире временно. Люди и их творения рано или поздно исчезнут. А природа вокруг и луна переживут их всех. И будут также безучастно наблюдать за суетой жизни вокруг.
