Калейдоскоп
Шоу-бизнес
17 декабря 2025, 00:20 | Автор: Анна Грюн

25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему

Начнем с интересного факта: Скорсезе был номинирован на премию «Оскар» восемь раз, но заветную статуэтку за лучшую режиссуру получил только за фильм «Отступники» (2006 год). Пожалуй, это величайшая несправедливость в истории кинопремии, учитывая, что Скорсезе — один из самых почитаемых режиссеров всех времен и живой классик. Он сформировал современный образ гангстера, он не боялся браться за влиятельных персонажей в истории не только Америки, но и всего человечества. В общем-то ему и не нужны награды, потому что его влияние ошеломляет и без них, его стиль уникален, а наследие — значимо. Он — легенда такого масштаба, что может позволить себе разнести в пух и прах обожаемые всеми фильмы киностудии Marvel и с легкостью выдержать все атаки фанатов кинокомиксов. Мы позволили себе дать оценки фильмам гения. Но имейте в виду: мы взяли только полнометражные художественные фильмы, потому что для его документальной классики, например «Последнего вальса», придется составить отдельный список.

«Берта по прозвищу Товарный Вагон» / Boxcar Bertha (1972)
Жанр: драма, мелодрама, криминал
В ролях: Барбара Херши, Дэвид Кэрредин, Барри Праймус, Берни Кейси, Джон Кэрредин
Уважаемый бесстрашный студент ВГИКа, запомните: в тот день, когда Мартин Скорсезе появится на вашем семинаре «Введение в кино» и профессор скажет, что можно задавать вопросы, знайте, что упоминание фильма «Берта по прозвищу Товарный Вагон» в первой пятерке лучших произведений Скорсезе — самый быстрый способ опозориться на всю аудиторию. «Берта по прозвищу Товарный Вагон» — вольная адаптация книги Бена Рейтмана «Сестра дороги: Автобиография Берты по прозвищу Товарный Вагон» (1937 год), в которой рассказывается история любви условных Бонни и Клайда — только с железной дороги. Конечно, вы сможете вычленить в фильме те моменты, которые предсказывают, каким большим художником в итоге станет Скорсезе, но в этой кинокартине слишком много мучений, преступников и кровопролития (что совсем не в духе созерцательного режиссера).

25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему

«Нью-Йорк, Нью-Йорк» / New York, New York (1977)
Жанр: мюзикл, драма, музыка
В ролях: Роберт Де Ниро, Лайза Миннелли, Лайонел Стэндер, Барри Праймус, Мэри Кэй Плэйс
1970-е годы подходят к концу, и так называемая американская «новая волна» как движение тоже находится на грани. После оглушительного успеха «Таксиста» Скорсезе и Де Ниро оказались на пике популярности. Скорсезе, известный киноман и любитель мюзиклов 1950-х годов, решает взяться за, казалось бы, непосильную задачу — встряхнуть жанр мюзикла в эпоху царящей киноправды. Удивительно, но ему это удалось. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» получился музыкальным неонуаром, как если бы Фред Астер играл главную роль в «Злых улицах». Как если бы Скорсезе снял «Звезда родилась». Но именно в тот момент это обернулось катастрофой. Скорсезе превысил бюджет, а на съемочной площадке царили сдобренные наркотиками скандалы. Историки кино часто ссылаются на производство таких фильмов, как «Нью-Йорк, Нью-Йорк», описывая их как самодовольную авторскую катастрофу, положившую конец эре американского кино, когда режиссеры, а не продюсеры полностью контролировали кинопроцесс. В итоге «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — это невероятной силы роль Лайзы Миннелли и один из самых странных экспериментов в истории американского кинематографа. Понравится вам фильм или нет, он уже давно доказал свою актуальность — именно для него была написана песня Theme from New York, New York Фрэнка Синатры.

25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему

«Цвет денег» / The Color of Money (1986)
Жанр: драма, спорт
В ролях: Пол Ньюман, Том Круз, Мэри Элизабет Мастрантонио, Хелен Шейвер, Джон Туртурро
Еще одно довольно странное выступление Скорсезе-режиссера периода 1980-х годов, а также единственный случай в его кинематографии, когда он снял продолжение фильма другого режиссера. Притом что «Цвет денег» — абсолютно такая же аутентичная картина Скорсезе, как и любой другой фильм из списка, по сути, это сиквел популярного азартного нуара «Бильярдист» 1961 года с Полом Ньюманом в главной роли. В «Цвете денег» к нему присоединяется Том Круз. Фильм по праву входит в число самых жестоких и жестких у Скорсезе, но вовсе не в в смысле кровожадности. За всеми монтажными склейками «угол бильярдного стола — кий — удар по шару» подтекстом проходит битва двух самцов (стареющего Ньюмана и новичка Круза) за альфа-доминирование, и она делает «Цвет денег», возможно, вторым лучшим фильмом Скорсезе о поединке. В отличие от некоторых более смелых и экспериментальных проектов Скорсезе, «Цвет денег» просто чертовски интересно смотреть.

25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему

«Кто стучится в дверь ко мне?» / Who’s That Knocking at My Door (1967)
Жанр: драма
В ролях: Зина Бетьюн, Харви Кейтель, Энн Коллетт, Леннар Курас, Майкл Скала
Есть определенное рациональное зерно в том, что карьера Скорсезе началась с исследования фрейдистской теории. Проще говоря — почти все герои мужского пола в его фильмах (от Джейка Ламотты в «Бешеном быке» до Трэвиса Бикла в «Таксисте») не могут поддерживать нормальные отношения с женщинами, потому что их тяга к сексуально раскрепощенному партнеру (в терминологии Фрейда такого партнера называют «шлюхой») вступает в прямую конфронтацию с их мечтой о непорочной девушке (опять же по Фрейду это Мадонна, или Богородица). «Кто стучится в дверь ко мне?» разбирает этот вопрос довольно прямолинейно: персонаж Харви Кейтеля страдает от осознания того, что его девушка потеряла девственность задолго до начала их отношений. Фильм родился как студенческий проект в Нью-Йоркском университете, и это чувствуется. Многие приемы, которые впоследствии станут для Скорсезе знаковыми, здесь кажутся немного недокрученными, слишком экспериментальными, но, без сомнения, это впечатляющий дебют для карьеры, которая растянется на десятилетия.

25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему

«Банды Нью-Йорка» / Gangs of New York (2002)
Жанр: драма, криминал
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диас, Джим Бродбент, Джон Си Райли
Возможно, вы уже забыли все слабые стороны этого эпического криминального полотна о середине XIX века, но вряд ли вы забыли хоть одну из сцен с Дэниелом Дэй-Льюисом. Его монолог о страхе, который он произносит задрапированным в американский флаг, или его речь о том, как убивать, с которой он закалывает свинью. Декорации и костюмы прекрасны, Лео — ну, это обычный Лео начала 2000-х годов. И все равно фильм не работает настолько слаженно, насколько это обычно бывает у мастеров повествования уровня Скорсезе. «Банды Нью-Йорка» вполне можно пересмотреть, а можно просто найти лучшие сцены Дэй-Льюиса на YouTube.

25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему
Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости Калейдоскоп
Все новости раздела