25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему
«Берта по прозвищу Товарный Вагон» / Boxcar Bertha (1972)
Жанр: драма, мелодрама, криминал
В ролях: Барбара Херши, Дэвид Кэрредин, Барри Праймус, Берни Кейси, Джон Кэрредин
Уважаемый бесстрашный студент ВГИКа, запомните: в тот день, когда Мартин Скорсезе появится на вашем семинаре «Введение в кино» и профессор скажет, что можно задавать вопросы, знайте, что упоминание фильма «Берта по прозвищу Товарный Вагон» в первой пятерке лучших произведений Скорсезе — самый быстрый способ опозориться на всю аудиторию. «Берта по прозвищу Товарный Вагон» — вольная адаптация книги Бена Рейтмана «Сестра дороги: Автобиография Берты по прозвищу Товарный Вагон» (1937 год), в которой рассказывается история любви условных Бонни и Клайда — только с железной дороги. Конечно, вы сможете вычленить в фильме те моменты, которые предсказывают, каким большим художником в итоге станет Скорсезе, но в этой кинокартине слишком много мучений, преступников и кровопролития (что совсем не в духе созерцательного режиссера).
«Нью-Йорк, Нью-Йорк» / New York, New York (1977)
Жанр: мюзикл, драма, музыка
В ролях: Роберт Де Ниро, Лайза Миннелли, Лайонел Стэндер, Барри Праймус, Мэри Кэй Плэйс
1970-е годы подходят к концу, и так называемая американская «новая волна» как движение тоже находится на грани. После оглушительного успеха «Таксиста» Скорсезе и Де Ниро оказались на пике популярности. Скорсезе, известный киноман и любитель мюзиклов 1950-х годов, решает взяться за, казалось бы, непосильную задачу — встряхнуть жанр мюзикла в эпоху царящей киноправды. Удивительно, но ему это удалось. «Нью-Йорк, Нью-Йорк» получился музыкальным неонуаром, как если бы Фред Астер играл главную роль в «Злых улицах». Как если бы Скорсезе снял «Звезда родилась». Но именно в тот момент это обернулось катастрофой. Скорсезе превысил бюджет, а на съемочной площадке царили сдобренные наркотиками скандалы. Историки кино часто ссылаются на производство таких фильмов, как «Нью-Йорк, Нью-Йорк», описывая их как самодовольную авторскую катастрофу, положившую конец эре американского кино, когда режиссеры, а не продюсеры полностью контролировали кинопроцесс. В итоге «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — это невероятной силы роль Лайзы Миннелли и один из самых странных экспериментов в истории американского кинематографа. Понравится вам фильм или нет, он уже давно доказал свою актуальность — именно для него была написана песня Theme from New York, New York Фрэнка Синатры.
«Цвет денег» / The Color of Money (1986)
Жанр: драма, спорт
В ролях: Пол Ньюман, Том Круз, Мэри Элизабет Мастрантонио, Хелен Шейвер, Джон Туртурро
Еще одно довольно странное выступление Скорсезе-режиссера периода 1980-х годов, а также единственный случай в его кинематографии, когда он снял продолжение фильма другого режиссера. Притом что «Цвет денег» — абсолютно такая же аутентичная картина Скорсезе, как и любой другой фильм из списка, по сути, это сиквел популярного азартного нуара «Бильярдист» 1961 года с Полом Ньюманом в главной роли. В «Цвете денег» к нему присоединяется Том Круз. Фильм по праву входит в число самых жестоких и жестких у Скорсезе, но вовсе не в в смысле кровожадности. За всеми монтажными склейками «угол бильярдного стола — кий — удар по шару» подтекстом проходит битва двух самцов (стареющего Ньюмана и новичка Круза) за альфа-доминирование, и она делает «Цвет денег», возможно, вторым лучшим фильмом Скорсезе о поединке. В отличие от некоторых более смелых и экспериментальных проектов Скорсезе, «Цвет денег» просто чертовски интересно смотреть.
«Кто стучится в дверь ко мне?» / Who’s That Knocking at My Door (1967)
Жанр: драма
В ролях: Зина Бетьюн, Харви Кейтель, Энн Коллетт, Леннар Курас, Майкл Скала
Есть определенное рациональное зерно в том, что карьера Скорсезе началась с исследования фрейдистской теории. Проще говоря — почти все герои мужского пола в его фильмах (от Джейка Ламотты в «Бешеном быке» до Трэвиса Бикла в «Таксисте») не могут поддерживать нормальные отношения с женщинами, потому что их тяга к сексуально раскрепощенному партнеру (в терминологии Фрейда такого партнера называют «шлюхой») вступает в прямую конфронтацию с их мечтой о непорочной девушке (опять же по Фрейду это Мадонна, или Богородица). «Кто стучится в дверь ко мне?» разбирает этот вопрос довольно прямолинейно: персонаж Харви Кейтеля страдает от осознания того, что его девушка потеряла девственность задолго до начала их отношений. Фильм родился как студенческий проект в Нью-Йоркском университете, и это чувствуется. Многие приемы, которые впоследствии станут для Скорсезе знаковыми, здесь кажутся немного недокрученными, слишком экспериментальными, но, без сомнения, это впечатляющий дебют для карьеры, которая растянется на десятилетия.
«Банды Нью-Йорка» / Gangs of New York (2002)
Жанр: драма, криминал
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диас, Джим Бродбент, Джон Си Райли
Возможно, вы уже забыли все слабые стороны этого эпического криминального полотна о середине XIX века, но вряд ли вы забыли хоть одну из сцен с Дэниелом Дэй-Льюисом. Его монолог о страхе, который он произносит задрапированным в американский флаг, или его речь о том, как убивать, с которой он закалывает свинью. Декорации и костюмы прекрасны, Лео — ну, это обычный Лео начала 2000-х годов. И все равно фильм не работает настолько слаженно, насколько это обычно бывает у мастеров повествования уровня Скорсезе. «Банды Нью-Йорка» вполне можно пересмотреть, а можно просто найти лучшие сцены Дэй-Льюиса на YouTube.