15 фильмов, изгнанных с экранов за жестокость
Уродцы
Фильм «Уродцы» режиссера Тода Броунинга, снявшего знаменитого «Дракулу», вышел на экраны в 1932 году. И сразу же был снят с показа — как слишком шокирующий и задевающий чувства аудитории. И неудивительно: для съемок фильма Броунинг собрал самую большую на тот момент в шоу-бизнесе труппу уродцев — карликов, даунов, бородатых женщин… В основу сценария вошли собственные воспоминания режиссера о работе в бродячем цирке, куда он сбежал в 16 лет. Броунингу предложили перемонтировать картину, оставив в ней минимум жестокости. Режиссер подчинился, но смягченный вариант не понравился зрителям: в кинотеатры никто не шел. Этот случай стал началом конца карьеры Броунинга: он снял еще несколько фильмов, после чего тихо ушел на покой, прожив в одиночестве больше 20 лет. «Уродцы» оставались под запретом фактически до 1970-х, зато потом критики окрестили их лучшим фильмом Броунинга — глубоко психологичным и пронзительным.
Заводной апельсин
После того, как «Заводной апельсин» вышел на экраны Великобритании, по стране прокатилась волна актов насилия, совершенных по сценарию картины, — включая избиения и ограбления пожилых людей. Общественность возмутилась и, повинуясь массовому давлению, режиссер фильма Стэнли Кубрик своим личным решением снял картину с проката. «Заводной апельсин» оставался в Соединенно Королевстве под запретом до самой смерти режиссера, и вышел на экраны лишь в 2000 году — когда во всем остальном мире он уже считался признанной классикой.
Гротеск
Выйдя на экраны в 2009 году, фльм «Гротеск» сразу наделал массу шума из-за многочисленных сцен пыток, которые, собственно, составляли сюжет картины. Яростные дискуссии закончились тем, что картина была снята с показа в Великобритании как излишне жестокая, натуралистичная и содержащая чересчур откровенные сексуальные сцены. Британский совет по классификации заявил, что в фильме «отсутствует развитие характеров», и он показывает жестокость ради жестокости. Многие распространители, включая Amazon, согласились с этим и также поместили картину в раздел «особого кино» наравне с порнопродукцией. Продажи резко упали, и фильм практически не получил доходов. Примечательно, что в Японии «Гротеск» прошел безо всякого шума, как стандартный хоррор, не вызвав ни возмущения, ни попыток запрета — ни, к сожалению для создателей, особого интереса аудитории.
Техасская резня бензопилой
Сегодня фильм «Техасская резня бензопилой» — признанная классика и основоположник жанра «слэшер». Но так было не всегда. После выхода фильма в 1974 году он был обвинен в излишней и беспричинной жестокости и снят с показа в целом ряде стран, в том числе в Великобритании, Бразилии, Чили, Исландии, Норвегии и Швеции. Создатели пытались поспорить, утверждая, что просто придерживались реальной версии событий, на которых основан сюжет, но цензоры им не поверили — сюжет фильма имел слишком мало общего с историей реальных преступлений серийного убийцы Эда Гейна, на которую ссылался авторский коллектив. Забавно, что после снятия с эфира этой картины создатели других фильмов принялись тщательно изымать из названий слово «пила» — чтобы ненароком не ассоциироваться с «черной овцой». Несколько лет спустя накал страстей спал, а сегодня, на фоне многих других картин, фильм смотрится практически милой и наивной сказкой.
Последнее танго в Париже
Фильм Бернардо Бертолуччи о любви двух незнакомцев получил две номинации на «Оскар» и место в списке лучших мелодрам всех времен и народов — но при этом сразу же после выхода на экраны был запрещен к показу в нескольких странах, включая Италию, Португалию, Сингапур, Новую Зеландию и Южную Корею. В других странах от режиссера потребовали изъять некоторые сцены. Режиссер не скрывал, что в основу сценария легли его собственные эротические фантазии — мягко говоря, нестандартные. Удивительно, что столь же негативно, как ревнители нравственности, о фильме отзывались и исполнители главных ролей — Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Мария признавалась, что после съемок чувствовала себя «изнасилованной», а Брандо и вовсе после работы над картиной 15 лет отказывался даже разговаривать с Бертолуччи.