Писатели, которых прославила одна единственная книга
Николай Чернышевский («Что делать?»)
Философ-материалист, революционер-демократ, литературный критик и писатель — Николай Чернышевский своими сочинениями оказывал влияние на таких важных в русской истории личностей, как Владимир Ленин и Эмма Гольдман. С самого детства Чернышевский формировал свое мировоззрение под влиянием книг, в особенности: французских и английских материалистов 17-18 века. Уже в юности Николай начал вести свою борьбу посредством слова, превратив журнал «Современник» в трибуну для трансляции взглядов революционер-демократов, что в особенности критично воспринималось либеральным обществом.
После почти 10 лет борьбы за право печатать революционные идеи в «Современнике», в 1862 журнал закрывают почти на 9 месяцев за цензурные нарушения — в 1863 году, уже в возобновленном издании, публикуется один из самых важных трудов Чернышевского — роман «Что делать?». Николай Гаврилович пишет «Что делать» находясь под арестом в Петропавловской крепости, а рукопись передается через цензурные органы для дальнейшей печати. Единственное, почему роман все-таки вышел в свет — было то, что цензурная проверка не усмотрела в сюжете ничего, кроме любовной линии: никаких антигосударственных и революционных настроений.
«Что делать», отчасти, был ответом на «Отцов и детей» Тургенева. По факту, после публикации романа, цензора Бекетова отстранили, номера «Современника», в котором печаталось произведение — оказались под запретом. Основным недовольством правящих элит было то, что роман является антинигилистичным и транслирует принципы разумного эгоизма, личной выгоды и естественного для человека стремления к пользе. Все бы понравилось цензорам, если сюжет не развивался бы на фоне неидеального мира, где главная героиня — Вера Павловна — ставит фундаментальные вопросы о силе женщины, об ошибочной концепции «господства насилия» в природе мужчин, и о бессмысленности чувствительного подхода к делам ежедневным. Если взглянуть на роман глазами читателя 21 века, можно увидеть задатки феминизма, о котором в России 19 века никто еще и не подозревал.
Франсуа Рабле («Гаргантю и Пантагрюэль»)
Франсуа Рабле хвалили очень многие: Виктор Гюго, Бальзак, Франс. Основным отличием писателя от своего окружения была смелость, с которой он позволял себе обрисовывать образы. 16 век, казалось-бы, — не время для сатиры над церковью и монахами, но в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» соединилось все, и тем это произведение и велико по своей сути.
Сатира проходит красной нитью через все 5 книг: рассказы о любящих покушать великанах-добряках сопровождаются высмеиванием пороков человека, церкви и государства. В романе мораль, буквально, разделяется на несколько граней: церковь со своими несовершенными догмами и ленивые монахи, хвастающиеся своим невежеством. Книга и по сей день считается провокационной, так как вскрывает несовершенства католического духовенства. В свое время, именно подобные разговоры в обществе и привели к массовым протестам во времена Реформации.