Калейдоскоп
30 июня 2020, 23:55 | Автор: Анна Грюн

Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Увидев однажды в формах предметов очертания человеческого лица уже невозможно остановиться. В научной терминологии это называется парейдолия. Парейдолия – это оптическая иллюзия, “восприятие изображения или значения там, где их на самом деле нет” (“Словарь всемирного английского языка”). Например, вы можете различить лицо на стволе дерева или фигуры животных в облаках.

Иллюстратор Скотт Макклауд сделал свое любопытное предположение о парейдолии. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область.

Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.

Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица.

Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей.

Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет
Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости Калейдоскоп
Все новости раздела