Фильмы о России, которые сняли в Голливуде
«Двенадцать стульев», 1970
Американский король комедии Мел Брукс решился на почти невозможное — перенести на западный экран одну из самых узнаваемых сатирических историй русской литературы. Его версия «Двенадцати стульев» — это вольная, гротескная комедия, где Остап Бендер превращается в типичного персонажа Брукса: обаятельного авантюриста, готового на всё ради богатства. Режиссёр убрал множество второстепенных линий и сделал ставку на абсурд, энергетику и пантомиму, понятную и без глубокого знания оригинала. Получилась почти фарсовая история о приключениях в заснеженной Сибири с щедрыми намёками на Достоевского.

«Москва на Гудзоне», 1984
Робин Уильямс в роли советского кларнетиста, решившего остаться в США во время гастролей — образ, одновременно трагичный и трогательный. Фильм Пола Мазурски стал попыткой показать глазами эмигранта столкновение двух миров: дефицитной Москвы, где даже за туалетной бумагой стоят в очередях, и шумного, непредсказуемого Нью-Йорка. «Москва на Гудзоне» — это ироничная, но искренняя драма о том, каково это — искать свободу, теряя привычный мир, и обрести себя среди чужих, став им понемногу своим.

«Белые ночи», 1985
Фильм, где реальность пересекается с художественным вымыслом: Михаил Барышников, знаменитый беглец из СССР, играет балетмейстера Николая Родченко — артиста, сбежавшего на Запад. Но по сюжету Родченко по воле случая возвращается в Советский Союз: его самолет совершает аварийную посадку в Сибири. Героя сразу берёт под контроль КГБ, и начинается история попытки вырваться на свободу вновь. «Белые ночи» — это не только драма о личной свободе, но и культурный манифест: в кадре — Барышников, классический балет и напоминание о цене, которую приходилось платить за выбор быть собой.

«Рокки 4», 1985
Самый кассовый фильм франшизы с участием Сильвестра Сталлоне, где главный герой сталкивается с советским офицером Иваном Драго в исполнении Дольфа Лундгрена. Несмотря на коммерческий успех, картина вызвала критику за стереотипное изображение мрачных и безжалостных русских. Однако в финале даже противники показывают человечность, поддерживая Рокки Бальбоа в его борьбе и восхищаясь его упорством.

«Красная жара», 1988
Один из первых голливудских фильмов, где Советский Союз показан без привычного негативного оттенка. Арнольд Шварценеггер исполнил роль советского милиционера, который преследует российских преступников, сбежавших в США. Картина вышла в эпоху перестройки, когда казалось, что отношения между Востоком и Западом начинают теплеть. Интересный факт: съемки на Красной площади были невозможны, поэтому команда притворялась, что снимает любительское видео с Шварценеггером в милицейской форме.
