Крупнейшие морские катастрофы в мирное время
Индигирка
Советский пароход, перевозивший заключенных в системе ГУЛаг, был построен в 1919 году на верфи порта Манитовок в штате Висконсин как «Лейк Галва», служил под именами «Рипон», «Малсах» и «Коммерческий квакер» в период с 1920 по 1938 год.
12 декабря 1939 года в сильный шторм в Японском море судно потерпело катастрофу у берегов Японии, наскочив на подводные камни.
В тот момент на пароходе было 1173 человека, включая 39 членов экипажа. В их число входили также 835 отбывших свой срок заключенных, 50 этапируемых на пересмотр дел, 10 конвоиров, остальные — вольные дальстроевцы-отпускники и полностью отработавшие срок найма, а также члены их семей.
Спасательных шлюпок на судне оказалось всего две, каждая из них рассчитана была только на 40 человек максимальной нагрузки.
Капитан парохода отдал приказ лечь на левый борт и дать задний ход, но машины уже не работали, команде едва удалось вовремя поставить клапаны на паровые котлы, чтобы те, будучи полностью залиты водой не взорвались. Судно несколько раз развернуло, и его правый борт увяз в грунте, погрузившись на глубину 9 метров, тогда как большая его часть задралась кверху на 4 метра над поверхностью воды.
Спасение пришло только рано утром следующего дня в виде двух японских шкун, команда которых приступила к эвакуации пассажиров, бывших на палубе парохода. Некоторые из пассажиров были сильно обморожены, другие имели огнестрельные раны, поскольку были бывшими заключенными, по которым охваченные паникой конвоиры открыли огонь.
После того, как японцы эвакуировали большую часть пассажиров, и перевезли в ближайший порт Отару, выяснилось, что в трюмах тонущего судна могут находиться еще люди. И действительно, вернувшееся из повторного рейса японское судно привезло еще около 30 человек живых, среди них много детей.
В ходе расследования в гибели парохода обвинили спасшегося капитана и его помощников. Было доказано, что именно трагическая ошибка команды стоила жизни 744 людям, спасено же было всего 433 человека, из которых многие впоследствии тяжело болели и более не могли получить работу у себя на родине, так как их подозревали в симпатии к японцам.
В итоге дело о гибели «Индигирки» закрыли только к концу 1940 года, наказание понесли капитан, его помощники, а также начальник порта, отдавший приказ грузить на грузовой пароход, где не было ни коек, ни кают на такое количество пассажиров.