Дагестанские банки оказались крупнейшей фикцией
Масштабы фальсификации в дагестанских банках таковы, что нарисованы в них не только вклады граждан, но и кредиты, и ценные бумаги, и касса, кража которой тоже подделана. Даже аресты в рамках уголовного дела накладываются на несуществующее имущество, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на постановление районного суда Махачкалы об очень необычном аресте, вынесенное в середине февраля.
В рамках уголовного дела о хищениях в особо крупном размере из дагестанского Трансэнергобанка арестованы средства граждан на счетах и во вкладах в нем. Но фактически арест наложен на несуществующее имущество. Как ранее сообщалось, поступление "вкладов" в Трансэнергобанк на сумму 4,8 млрд рублей незадолго до отзыва лицензии было сфальсифицировано его руководством. Арест же понадобился, чтобы исключить возможность фиктивным вкладчикам требовать страхового возмещения от государства (в пределах 700 тыс. рублей).
Такая цель прямо следует из формулировки ареста — "арест в виде запрета Агентству по страхованию вкладов выплачивать страховое возмещение из фонда страхования вкладов и осуществлять выплаты из конкурсной массы в пользу лиц, обязательства банка перед которыми созданы в период с 10.09.2012 года по 02.11.2012 года (день отзыва у банка лицензии)".
Хотя злоупотребления в банках перед отзывом лицензии не редкость, такие превентивные меры раньше никогда не использовались. Но и случаев полной фальсификации всего, что было в банке, кроме, пожалуй, названия, до сих пор не было.
Как следует из материалов дела, а также из заключения временной администрации ЦБ по ситуации в банке после отзыва у него лицензии, в реальности масштаб фальсификации оказался больше, чем ранее излагалось. Нарисованными в Трансэнергобанке были не только вклады на 4,8 млрд рублей, но и то, куда "привлеченные" от граждан средства были якобы вложены — то есть кредитный портфель почти на 2 млрд рублей и касса еще на 3 млрд рублей. При том что еще на 1 сентября 2012 года валюта баланса Трансэнергобанка составляла всего около 100 млн рублей.
Более того, по сведениям источников, знакомых с ситуацией в банке, хищение денег из кассы, о котором руководство банка заявило в правоохранительные органы, было таким же ненастоящим, как и сама касса. Впрочем, это не мешает расследоваться соответствующему уголовному делу.
"При этом с большой долей вероятности подозреваемый в этом "преступлении" — управляющий единственным допофисом Саруханов Юрий Андреевич — в реальности не имеет к банку никакого отношения, паспорт ему выдан в Клинском районе Московской области",— говорит один из собеседников издания. Впрочем, официально пока считается, что именно он брал в головном офисе деньги из несуществующей кассы, на подкрепление наличностью допофиса для последующего предоставления несуществующих кредитов.
Документов, доказывающих существование всех этих активов и пассивов, в банке не имеется. Зато есть результат его "работы": за пару месяцев до отзыва лицензии без рекламной кампании Трансэнергобанк сумел "привлечь" более 6,5 тыс. новых вкладчиков. Из них больше трети (2270 человек) — в последние два дня своей работы. Правда, в результате реальными вкладчиками, имеющими право на возмещение, признаны 89 человек всего на 28,5 млн рублей.