Как строится работа сценариста на проекте? Профессиональный взгляд Игоря Самойлова
Чтобы стать успешным автором, необходимы талант, настойчивость, творческое видение, способность к постоянному совершенствованию своего мастерства и неугасающая энергия. Все эти качества совмещает в себе Игорь Самойлов, писатель, сценарист и музыкант, автор успешной серии фантастических романов, а также ряда музыкальных композиций. Литературные и музыкальные работы Игоря принесли ему победы во многих международных конкурсах и премиях. Также Игорь Самойлов является членом престижных профессиональных ассоциаций.
— Игорь, ваш дебютный фантастический роман “Ёрт бы побрал этого Гвидония” получил престижную премию “Старт” на международном фестивале фантастики “Аэлита”. Расскажите, чем вы вдохновляетесь во время написания своих произведений?
— Если посмотреть на вопрос глобально, то вдохновение кроется в пережитом опыте, полученных знаниях, общении с интересными людьми и просто в реальности, которую я вижу и проживаю. В своих произведениях я всегда размышляю о том, какой могла бы быть немного иная реальность, конечно, схожая с нашей и основанная на многих базовых процессах нашей жизни. Но это всегда уникальное представление разных вариаций нашей реальности, попытка заглянуть дальше.
Хорошей основой для писательской деятельности стал мой научный опыт: я закончил физический факультет по специальности “Квантовая механика”, а также писал диссертацию по онтологии квантовой механики. Очень многое в моих произведениях берет начало в философских вопросах, в вопросах нелинейности и стохастичности. Наверное, поэтому часто говорят, что физики и лирики — это нераздельные части одного целого.
— Помогает ли членство в профессиональных ассоциациях в творческой работе?
— Безусловно. Я являюсь действующим членом двух организаций: Интернационального союза писателей и Союза писателей России. В рамках таких ассоциаций особенно ценными являются встречи с коллегами, беседа с которыми всегда вдохновляет, мотивирует, а порой приносит совершенно неожиданные идеи и мысли.
— Расскажите про свой первый опыт работы со сценариями.
— В этом плане на меня, можно сказать, сильно повлияла дочь. Она заканчивала кинематографический университет по направлению “Монтаж”, и для съемок ее выпускной работы я написал сценарий и музыкальное сопровождение. Сюжет был фантастический, а снимали работу мы в нескольких локациях, в том числе в Нью-Йорке и Орландо. Над сценарием работал полностью я. Этот формат меня очень увлек, поэтому потом я решил реализовать несколько собственных проектов, для которых тоже самостоятельно написал сценарии. Таких проектов было около десяти.
— Игорь, расскажите, насколько тесно в индустрии кино взаимодействуют сценарист и продюсер?
— Многие начинающие сценаристы считают, что продюсер напрямую работает со сценаристом, но это совершенно не так. Продюсер — это человек, полностью курирующий проект, у него всегда очень много важных дел и задач, а работой со сценаристами занимается редакторский отдел. Поэтому все попытки начинающих авторов передать свой сценарий продюсеру практически всегда заканчиваются тем, что автор отправляется к главному редактору. Именно с редактором происходит самое тесное профессиональное взаимодействие в рамках написания сценария.
Очень важно также все вопросы, разногласия и проблемы с редакторским отделом решать именно с редактором, не привлекая продюсера. Как правило, позиции главного редактора и продюсера являются очень похожими, а в фундаментальных вопросах — идентичными, потому что в другом случае работа киностудии не была бы эффективной. Сегодня наиболее активную и важную роль в карьере сценариста играет именно редактор.
— Насколько часто сценаристу приходится вносить правки в свою работу?
— Это зависит от самого проекта, от того, насколько сценарист попал в представление о фильме кинокомпании и от множества других факторов. Но, как показывает практика мировой индустрии кино, очень часто. Порой сценаристу приходится по несколько раз практически полностью переписывать сценарий. Сценарий — это продукт, учитывающий множество комплексных элементов, а не только волю и творческий потенциал автора. Тут важны все детали: от описания конкретной сцены до количества слов в реплике персонажа.
Все дело в том, что сценарий тесно связан с бюджетом фильма, с профессиональным и творческим взглядом каждого крупного участника картины: редактора, продюсера, режиссера, монтажера, оператора и актеров. В Голливуде даже есть популярная практика править сценарии в процессе съемок, нередко режиссеры и продюсеры принимают решение о включении новых сцен, кадров или идей на съемочной площадке или в процессе монтажа.
— Расскажите, есть ли у вас какие-то принципы в рамках профессиональной творческой деятельности?
— Есть один жизненный принцип, который я получил еще от своего учителя философии, его я стараюсь придерживаться в своей профессиональной деятельности. Концепция проста: если ты что-то начал — делай до конца. Может, в какой-то момент тебя покидает вдохновение, желание, но очень важно довести дело до конца. Конечно, нельзя забывать про восстановление сил, важно переключать внимание, находить мотивацию в новых вещах и активностях. Но нельзя бросать дело только потому, что стало сложно или кажется, что ничего не выходит.
— Вы также являетесь музыкантом, а совместно с Розой Джей Мартинез с песней “Te amo” вы стали финалистами 26-го ежегодного конкурса “USA Songwriting Competition”. Расскажите, как родилась эта композиция и ваш дуэт?
— Примечательно, что появилась эта песня путем выхода из состояния своеобразного творческого кризиса. У каждого творческого человека, писателя, сценариста иногда возникает такой момент, когда пропадает вдохновение и энергия для работы. Каждый выходит из этого состояния по-разному. В моем случае очень помогает смена деятельности: литературная деятельность, музыка, танцы, бизнес. Такие переключения дают мне новые силы и вдохновение, возможность переключить свое внимание.
Именно так было с данным треком, который я написал для обладательницы божественного голоса Розы Джей Мартинез. Но изначально это была моя другая песня, которая много лет она исполнялась на русском языке. Я ее полностью переписал, и мы перевели ее на испанский язык. При помощи известного российского продюсера была написана аранжировка, мы записали песню в Москве, а сводили ее в Нью-Йорке. Работала над ней достаточно большая команда из талантливых и опытных музыкантов.
Выход в финал мирового конкурса стал для меня настоящей неожиданностью, потому что основной целью для меня на тот момент было отвлечься от писательской работы и сделать что-то легкое в совершенно ином направлении. Я был искренне поражен, когда узнал, что наш трек вошел в топ-10 лучших треков американского конкурса в жанре латино. Только представьте: простой сибирский парень пишет песню в жанре латино, и она становится одной из лучших в мире. Поэтому очень важно заниматься любимым делом, ведь рано или поздно это принесет хороший результат. Порой даже такой, что мы и представить не можем.
— Игорь, какой совет вы могли бы дать начинающим писателям и сценаристам?
— Знаете, когда я много лет назад читал книжки очень известных и популярных писателей, то часто встречал в самом конце такую фразу: “Что я мог бы сказать вам, мои юные писатели”. Практически 100% этих мыслей сводилось к одной очень известной и старой формулировке: пишите, просто пишите. Если человек хочет научиться писать хорошие произведения или сценарии, нужно очень много практики. Про теорию, конечно, нельзя забывать, но самое важное — всегда закреплять ее на практике.