Объединенные Арабские Эмираты как приоритетный вектор наследственного планирования
По последним оценкам данных, к декабрю 2025 года в Эмираты переедет еще около 9 800 миллионеров. Это закрепит позиции страны в списках лидеров по притоку высокодоходных мигрантов.
Специалисты из компании Mirsatori подтверждают — эта внушительная цифра продолжит расти и в 2026 году. Исходя из их опыта, Эмираты особенно притягивают европейских граждан. Одна из причин: условия регистрации бизнеса, покупки недвижимости и создания семейных офисов (Family Offices) для управления активами и имуществом.
С недавнего времени к этому списку присоединились местные особенности наследственного планирования. В Эмиратах нет налога при исполнении завещания, а юридическая система гибкая — наряду с исламским правом для мусульман применяются светские федеральные законы для немусульман. Также важно подчеркнуть, что судопроизводство проходит на английском языке, отсутствует необходимость в дополнительном переводе и апостилировании документов.
Основные положения наследственного права для немусульман в ОАЭ
Что изменилось в последнее время?
По состоянию на 2025 год более 85 % населения ОАЭ составляют экспаты. Поэтому Эмираты уже давно начали реагировать на меняющуюся реальность и адаптировать свое законодательство. Это отразилось в выпуске ряда федеральных законов, касающихся именно немусульманской части населения страны.
Согласно положениям, при отсутствии завещания имущество немусульманина распределяется между супругой (50 %) и детьми, вне зависимости от их пола. И в этом важное отличие от локальных норм шариата, согласно которым материальные блага распределяются между сыновьями и другими мужчинами из рода усопшего.
С 2017 года немусульмане могут регистрировать свои завещания на территории ОАЭ.
Кроме того, для сравнения, в Великобритании стандартная налоговая ставка при вступлении в наследство равна 40 %, во Франции работает прогрессивная шкала, которая меняется в зависимости от суммы наследства и степени родства — от 5 до 60 %. В Испании применяется такая же модель, но со ставками от 7,65 до 34 %, в Германии — от 7 до 50. В это самое время подобный налог в ОАЭ полностью отсутствует.
Как отмечают в Mirastori, как и в любой другой юридической системе, здесь есть свои особенности, требующие профессионального подхода и экспертного сопровождения. Вопросы появляются, когда в силу вступает коллизионное право. Здесь оно закреплено Гражданским кодексом ОАЭ (Federal Law No. 5 of 1985) и новым Федеральным законом № 41 (2022) «О гражданском личном статусе немусульман». Согласно этим положениям, иностранный гражданин может выбрать, чтобы его наследственные дела регулировались законом его страны, а если он этого не сделал, по умолчанию применяются федеральные светские нормы ОАЭ (для немусульман) или правила шариата (для мусульман).
Этот пример показывает гибкость эмиратского законодательства, что играет на руку европейцам, которые желают избежать бюрократии и лишних издержек. Более того, законы ОАЭ ориентированы на сохранение конфиденциальности, защиту частной жизни и неприкосновенность личных данных. Страна является участником Единого стандарта отчетности (CRS), то есть местные банки обмениваются информацией о движении средств на счетах иностранцев, но при этом информация о получении наследства не передается третьим сторонам и европейским налоговым службам.
Тема наследования всегда является чувствительной для человека, поэтому необходимо заблаговременно выстраивать стратегию управления активами и наследством так, чтобы минимизировать риски и обеспечить стабильность для будущих поколений.