Тайна гибели линкора «Новороссийск»
Для выяснения причин взрыва создали специальную комиссию с гениальным инженером во главе. Вячеслав Малышев — генерал-полковник, который был одним из лучших инженеров в СССР, он разбирался в вопросах непотопляемости кораблей. В 1946 году ознакомившись с чертежами линкора, Малышев рекомендовал Сталину отказаться от этого приобретения, но тот его не послушал.
Заключение о причине взрыва комиссия озвучила через две с половиной недели после трагедии. Причиной катастрофы назвали «внешний подводный взрыв заряда», наиболее вероятным признали взрыв немецкой мины, оставшейся на грунте после войны.
Главными виновниками в смерти людей стали 4 капитана, в их числе Пархоменко, Никольский, Хуршудов и Кулаков. Несмотря на «виновность», никакие судебные действия по отношению к виновным не были произведены. Многие были понижены в должности, а Пархоменко отделался строгим выговором.
В докладе были отмечены и герои: матросы, старшины и офицеры были награждены за самоотверженную борьбу за спасение людей, но «все усилия личного состава были обесценены неквалифицированным командованием».
Существует несколько версий, почему-же произошел взрыв, одной из них стала версия подрыва артиллерийских погребов, но ее сразу отмели. Если бы это взорвались именно погреба, то взрыв не оставил ничего не только от линкора, но и от соседних кораблей. Кроме всего прочего, выжившие моряки рассказывали о том, что снаряды были целыми после взрыва.