Тайна гибели линкора «Новороссийск»
«Новороссийск» стал опрокидываться кверху днищем, десятки моряков успели перебраться в шлюпки и отплыть на соседние корабли, но сотни тех, кто не успели занять места на лодках — посыпались с палубы в воду. Большая часть моряков остались внутри тонущего линкора.
Позже адмирал Пархоменко объяснит свой приказ оставаться на судне тем, что он «не знал, что корабль погибнет, все до последнего думали, что линкор удастся спасти». Надежда руководства на спасение стоила жизни сотням людей: упав в воду моряки были накрыты железным корпусом корабля и спастись было невозможно.
По результатам расследования, при катастрофе погибли 609 человек: 50-100 моряков погибли непосредственно от взрыва и затопления в носовом отсеке, остальные же оказались замурованными внутри корпуса тонущего корабля.
Освободить из железного плена удалось единицы. Как рассказывали позже водолазы, замурованные моряки пели «Варяга» и только к 1 ноября прекратились стуки обреченных на смерть людей.
Корабль удалось поднять только в мае 1956 года, тогда линкор разобрали на металл и передали на завод «Запорожсталь».