Тайна гибели линкора «Новороссийск»
В итоге «Новороссийск» в 1949 году принял участие в маневрах эскадры. Увы, участие линкора было номинальным, поскольку полностью привести в порядок корабль было невозможно.. Несмотря на все недоработки, разведчики НАТО убедились, что «Новороссийск» может плавать. За 6 лет после первых маневров корабля, линкор восемь раз оказывался на заводском ремонте.
28 октября 1955 года вернувшись из последнего похода, линкор занял место в Северной бухте. На корабле находились более 1500 человек, включая офицеров, матросов, старшин и курсантов морских училищ.
29 октября в 01:31 под корпусом линкора со стороны правого борта в носу раздался мощный взрыв, в результате которого образовалась пробоина площадью более 150 квадратный метров. Важно отметить, что правая сторона пропускала воду, а с левого борта образовалась вмятина в 2-3 метра. Повреждения составили более 340 квадратных метров.
В пробоину хлынула вода и уже через пару минут корабль начал клониться на правый борт. К 2 часам крен составлял уже 1,5 градуса, начальник флота отдал приказ — «буксировать корабль на мель». На линкор прибывали вице-адмиралы, начальники штабов эскадры и более 30 высокопоставленных чинов Черноморского флота.
Командир эскадры контр-адмирал Никольский дважды просил эвакуировать незанятых моряков, их на линкоре было около 800. Дважды на просьбу Никольского командующий Черноморским флотом Пархоменко отвечал отказом. К тому времени крен возрос до 17 градусов, критическими считают наклон в 20.