Русские фильмы, побеждавшие на всемирных фестивалях
Казалось-бы, помощь было ждать неоткуда, но под руку попало предложение от властей СССР экранизировать повесть Владимира Арсеньева. «Дерсу Узала» — книга, основанная на реальных событиях: исследовательской экспедиции по Уссурийскому краю 1908-х годов. Японец Куросава хотел снять фильм по повести еще в 50-е годы, но тогда возникли трудности с выбором места и адаптацией сюжета.
Какое-то время Акиру, вместе с несколькими членами съёмочной группы не хотели пускать в настоящую тайгу и предлагали взамен провести сьемки где-нибудь под Москвой, но позже власти сдались в пользу правдоподобности. Картина взяла целых две статуэтки «Оскар»: одну киноакадемики вручили японцам, другую- русским.
Владимир Меньшов «Москва слезам не верит» (1981)
Одного из самых популярных советских фильмов могло бы и не быть, если бы не оригинальный сценарий писателя Валентина Черных. Сцена, когда героиня — Катерина Тихомирова засыпает и просыпается через 20 лет успешной женщиной, поразил Меньшова до глубины души, можно сказать, что именно благодаря такому сценарному приему — фильм все-таки увидел свет в 1980-м году. Еще одним, не менее интересным фактом, стало то, что сценарий для «Москвы» написан всего за 19 дней: Черных старался успеть к конкурсу сценариев о Москве. Уже тогда фильм занял 3-е место.
Уже после победы на конкурс сценариев, над фильмом работал сам Меньшов. Картина побила все возможные рекорды: в одном только 1980-м году фильм увидели 90 миллионов человек. А история «золушки из России» так приглянулась зарубежным критикам, что они решили оценить ее «Оскаром». Увы, Меньшова не выпустили из СССР в Лос-Анджелес, и статуэтку отдали только в 89 году на премии «Ника». Подразумевалось, что режиссер должен был вернуть «не представляющую ценности» награду, но Меньшов оставил «Оскар» себе..
Никита Михалков «Утомленные солнцем» (1994, 1995)
«Утомленные солнцем» — чрезвычайно удачный фильм режиссера Никиты Михалкова, картина-эпопея признана ключевой работой в карьере Никиты Сергеевича. Кроме всего прочего, «Утомленные солнцем» — единственная картина, получившая «Оскар» после распада советского союза — в 1995 году. И ведь действительно, наполненность и продуманность образов сделано на столько качественно, что режиссеру даже приходили письма с просьбой раскрыть данные о реальном прототипе героя. После нескольких таких просьб от историков, было принято решение указать в титрах, что персонажи и события вымышлены, а фильм исключительно художественный.