01 августа 2012, 12:37 | Автор: Иван Рутов

На луне Сатурна обнаружены 80-километровые "текущие" лавины

Выяснилось, что спутник Сатурна по имени Япет имеет ландшафты, каких не встретишь ни на каком другом крупном теле Солнечной системы.

Ученым удалось обнаружить гигантские 80-километровые оползни на поверхности одного из спутников Сатурна — Япете. Этот спутник, в отличие от большинства других небесных тел, как полагают астрофизики, почти полностью состоит из замерзшей воды, сообщает "Ридус" со ссылкой на Space.com.

"Мы думаем, что эти отметины на поверхности Япета являются результатом похожих процессов на Земле и Марсе", — сообщила глава исследовательской группы из Университета Вашингтона в Сент-Луисе Келси Сингер. Снимки уникального явления на спутнике Сатурна сделаны автоматической станцией "Кассини".

Гигантский оползень в кратере Манул. Стена упала с высоты 8 километров и продвинулась на 35 километров вперёд

Учёных заинтересовала странная форма этой ледяной луны. Япет приплюснут с полюсов и имеет вдоль большей части экватора длинный горный хребет, что делает его похожим на гигантский грецкий орех. Исследователи предположили, что такое строение должно создавать большое напряжение поверхности, и попытались найти на снимках свидетельствующие об этом разломы, уточняют "Вести".

Но вместо этого они обнаружили следы 30 феноменальных ледяных оползней. Измерив высоту, с которой срывались многие тонны инопланетного льда, учёные установили странную особенность. Падая с высоты, ледяная масса набирает такую скорость, что коэффициент её трения о поверхность снижается, и она начинает течь подобно жидкости. Это позволяет оползню преодолевать гигантские расстояния, которые не укладываются в рамки существующих моделей.

Ледяные лавины на Рее, другом спутнике Сатурна, отличаются от гигантских оползней Япета (на снимках). Там разгоняющийся лёд не тает, так как поверхность луны имеет меньшие перепады высот, и лавины при обрушении не набирают необходимую скорость

Маккиннон считает, что разгадка загадочных оползней кроется в уникальном рельефе ледяного спутника Сатурна. Гигантские метеоритные кратеры соседствуют здесь с горными хребтами высотой 20 километров, что вдвое выше Эвереста. Учёные предполагают, что, падая с большой высоты и развивая огромную скорость, лёд изменяет свои свойства, и коэффициент трения снижается в несколько раз.

"Самая простая гипотеза объясняет это явление быстрым нагревом сползающей массы от трения о грунт на большой скорости, — говорит Сингер. – В какой-то критический момент лёд начинает плавиться, и коэффициент трения снижается".