А в заложниках — Калининград: Литва поставила Лукашенко “на счётчик” из-за застрявших на границе 5000 фур и грозит блокадой, но Батька шлет на три буквы
Литва хочет заработать на собственных ошибках, но может нарваться на ответ Москвы
Белорусско-литовский конфликт, начавшийся с, казалось бы, пустякового эпизода, стремительно перерос в политико-экономический кризис, который грозит парализовать сухопутное сообщение с Калининградом. После того, как на белорусской территории застряли тысячи фур, Вильнюс готов идти на всё более отчаянные шаги.
Теперь литовская сторона требует от Александра Лукашенко не извинений, а фактической компенсации за последствия собственных решений. Вильнюс угрожает фактически перекрыть белорусский транзит.
Так, советник премьер-министра Литвы Игнас Доброволскас в эфире радио LRT озвучил условия ультиматума.
«Рассматривается вопрос о долгосрочном ограничении перевозок белорусских железнодорожных грузов через территорию Литвы. Транспортный кризис достиг предела — простой грузовиков уже обошелся в 5 млн евро», — заявил чиновник.
Если Минск не примет ультиматум, по всей видимости Вильнюс намерен поставить Батьку на «счетчик»: 5-миллионные убытки, компенсацию за которые они сегодня требуют, дальше будут только расти, пишет ИА «Новороссия».
Так как через территорию Литвы проходит около 40% всех сухопутных поставок в Калининградскую область (остальное доставляют морем), любые ограничения со стороны Вильнюса ударят не только по Белоруссии, но и по российской логистике.
В Москве уже предупреждали, что что если Литва решится на блокаду, ответ будет зеркальным и жёстким.
«Шариковый инцидент»
Поводом для кризиса стал так называемый «шариковый инцидент». В конце октября литовские пограничники заявили о нарушении воздушного пространства метеозондами, которые, по их версии, использовались для контрабанды.
«С помощью воздушных шаров систематически перебрасывались крупные партии сигарет через границу, создавая угрозу для гражданской авиации», — говорилось в официальном отчёте Литовской пограничной службы.
Под этим предлогом 29 октября Литва в одностороннем порядке закрыла границу — причём не воздушную, а сухопутную. Ответ Минска последовал уже через два дня: 31 октября Беларусь ввела зеркальные меры, запретив въезд литовских и польских фур.
Этот шаг вызвал возмущение Вильнюса, который, по всей видимости, ожидал, что Минск «проглотит» блокаду молча.
Однако пресс-секретарь МИД Беларуси Руслан Варанков тогда подчеркнул, что «решение о закрытии границы было принято исключительно литовской стороной в одностороннем порядке. Беларусь не несет ответственности за его негативные последствия».
Кто кого переиграет
Александр Лукашенко позже рассказал, что от него требовали публичных извинений за «шарики». Однако, как пояснил белорусский лидер, извиняться он был готов только при наличии доказательств:
«Когда полетели шарики, от нас потребовали извинений. Я сказал: принесём извинения, если докажете, что это мы. А доказательств нет», — заявил Лукашенко.
Более того, по его словам, именно белорусская сторона передала Литве данные, указывающие, что контрабандой занимались литовцы, перепродавая сигареты дороже в странах ЕС. МВД Литвы действительно сообщило о задержании около ста человек, связанных с этой схемой.
Тем не менее требование извинений не снято, а к нему добавилась угроза железнодорожной блокады.
Лукашенко отреагировал в привычной манере: «Я говорю: пошли на три буквы. И так далее…»
По данным белорусской таможни, на территории страны уже скопилось более пяти тысяч литовских грузовиков. Попытки Вильнюса организовать для них «эвакуационный коридор» успехом не увенчались.
Минск предлагает простое решение — возобновить работу погранпереходов. Но Литва трактует это иначе, обвиняя соседей в «создании искусственных препятствий» и настаивая: «пропускайте наши фуры — и на этом всё».
Калининград — заложник чужих игр
Так локальная перепалка двух соседей превратилась в конфликт, затронувший интересы третьей стороны — России.
Калининградская область фактически оказалась между двух огней, зависимой от исхода этой логистической дуэли, где каждая новая угроза или запрет способны обернуться сбоями в цепочке поставок.
Пока вопрос остаётся открытым: кто кого переиграет — Лукашенко, для которого принципиальность важнее компромиссов, или Литва, которая пытается заработать на собственных ошибках.
Как ранее писал Topnews, Лукашенко преподал урок Вильнюсу за «цирк» на границе, показав, что такое зеркальные меры.
