Политика
Экономика
08 ноября 2025, 00:16 | Автор: Вадим Ардов

«Литва пожинает плоды»: Лукашенко преподал урок Вильнюсу за «цирк» на границе, показав, что такое зеркальные меры

Пробка на границе Беларуси и Литвы
фото:
Как Литва попала в собственную ловушку, пытаясь наказать Минск.

Литва столкнулась с последствиями собственной санкционной политики — ущерб для экономики оказался колоссальным.

После того как прибалтийские власти, реагируя на так называемую «шариковую контрабанду», закрыли все контрольно-пропускные пункты на границе с Белоруссией, тысячи фур оказались заблокированы. Однако Вильнюс признавать свою вину в происходящем отказывается.

На белорусской стороне остались несколько тысяч грузовиков, не имеющих возможности вернуться домой. Даже «по разовому коридору и только для фур» — возвращение не разрешено.

За каждой из этих машин стоят действующие контракты, зарплаты водителей, логистические цепочки и поставки, включая самые базовые товары. Удар по экономике Литвы, и без того ослабленной, оказался болезненным.

«Речь шла лишь о возможности вернуться литовским фурам домой через контрольно-пропускной пункт в районном центре Шальчининкай, однако Минск отказался пропустить наши машины», — заявил советник главы МВД Литвы Миндаугас Баярунас.

29 октября Литва закрыла автодорожную границу с Белоруссией на месяц, ссылаясь на угрозу гражданской авиации. По версии Вильнюса, метеозонды использовались контрабандистами для переброски сигарет. Исключения были сделаны только для дипломатов, граждан ЕС и НАТО.

В ответ Минск ввёл зеркальные меры — запретил движение по своим дорогам грузовиков, зарегистрированных в Литве и Польше. Таким образом, как отмечают эксперты, Александр Лукашенко стал полноправным участником игры. Смысл позиции Минска прост: «Закрыли — сами и открывайте».

Вильнюс, приняв решение в одностороннем порядке, фактически лишил себя контроля над ситуацией. Итогом стали более пяти тысяч литовских фур, заблокированных на белорусских КПП.

Премьер-министр Литвы Инга Ругинене обратилась к белорусской стороне с просьбой разблокировать переход — «с условием, что пропуск будет организован лишь раз для возвращения машин», сообщает ИА «Новороссия».

На это МИД Белоруссии ответил официальным заявлением: «Решение о закрытии границы было принято исключительно литовской стороной в одностороннем порядке, Беларусь не несёт ответственности за его негативные последствия».

Фактически Минск переложил ответственность обратно на инициаторов кризиса.

Журналист Руслан Осташко в эфире прокомментировал происходящее лаконично: «Литва пожинает плоды».

Он также отметил, что «глава МВД Литвы заявил, что за участие в схеме с контрабандой через метеозонды задержано уже более 100 литовцев», добавив, что белорусские журналисты «сделали работу за литовское МВД — показали им имена и телефоны ключевых фигурантов контрабанды прямо на территории Литвы. Всё на блюдечке — бери и работай».

Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что «именно литовцы и организовали поставки через границу на метеозондах, чтобы потом сбывать дешёвые сигареты в странах ЕС и зарабатывать на разнице цен».

Он также добавил, что «готов извиниться, если будет доказана его вина в “шариковой” контрабанде». Однако в Вильнюсе «никто ничего не захотел доказывать».

Белорусский блогер Станислав Яскевич выразил недоумение по поводу действий соседей: «Так и зачем было закрывать границу и устраивать этот цирк? Хитрые в мягком месте до последнего».

Пока политики обменивались заявлениями, расплачиваться за их решения пришлось дальнобойщикам, логистам и простым гражданам.

Эксперты отмечают, что подобные меры напрямую влияют на транзит в Калининград, европейские цепочки поставок и региональную стабильность. Закрытие одного КПП автоматически вызывает перегруз соседних направлений, рост издержек и сбои в поставках.

На практике «вопрос ведь всего лишь о фурах» превращается в системный кризис — одна задержка тянет за собой десятки других. В результате из магазинов исчезают привычные товары — от сигарет до лекарств. Быстро заменить многолетние маршруты невозможно, и властям стран Балтии придётся объяснять населению, почему на полках пусто.

И, наконец, остаётся главный вопрос: где теперь Литва возьмёт тысячи собственных фур, которые сама же и бросила? Или придётся снова запускать метеозонды?

Как ранее писал Topnews, Минск отказал Вильнюсу в просьбе пропустить 5 тысяч литовских фур.

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
материалы ПО ТЕМЕ
очередь из грузовиков Тысячи автомобилей встали в пробке на границе Белоруссии и Польши
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости Политика
Все новости раздела