Кровавое воскресенье: архивные фото расстрела мирной демонстрации по-царски
Массовое шествие рабочих 1903 года произошло не случайно: во главе, поначалу мирного хода, шел священник русской православной церкви Григорий Аполлонович Гапон.

Григорий Аполлонович был человеком самовлюбленным и вскоре его представления о себе меняются: вместо праведного священника, Григорий возомнил себя настоящим вождем рабочего класса и даже основал под своим именем тайный комитет. Все члены “секретного общества” стали очень быстро погружаться в историю революционных движений и нелегальную литературу.

Заручившись поддержкой выходцев из социал-демократической среды – супругов Карелиных, Григорий заимел довольно значительный авторитет среди рабочего класса. К 1904 году организация “повстанцев” уже насчитывала несколько тысяч участников.

К марту 1904 Гапон предпринял беспрецедентный шаг: он принял и распространил тайную программу, которая называлась “программой пяти”. Суть “документа” заключалась в том, что лишь после основательного восстания народных масс можно подходить к требованиям по политическим и экономическим вопросам. Подобная последовательности объяснялась тем, что если изначально заявить о своих требованиях – Собрание максимально быстро прикроют, а всем организаторам движения в лучшем случае светила тюрьма.

В декабре 1904 года четверо рабочих были уволены с Путиловского завода, а в рабочей среде начали распространяться слухи о том, что людей выгнали за их взгляды и принадлежность к Собранию.
