«Фонтан Дюшана» и другие скандальные произведения искусства
Он творил из вещей массового производства, причем дешевых и довольно неприметных. Когда его спрашивали, что же, помимо контекста, делает эти вещи особенными, Дюшан отвечал: «На них стоит моя подпись, и их существует ограниченное число». Именно во времена Дюшана началась целая эпоха пересматривая взгляда на обычные вещи: все — от чистого холста до банок с фасолью, штабелей кирпичей, заспиртованных акул и неубранных кроватей — стало рассматриваться как потенциальное искусство.
Такая «круглая дата» натолкнула нас на мысль, почему бы не вспомнить арт-объекты, которые в свое время разожгли публичные дебаты и заставляли зрителей не только созерцать, но и задумать о самой сути современного искусства.
«Руки Будды» 2006 год, Хуан Юн Пин, Швейцария.
«Стертый рисунок де Кунинга» Раушенберг, 1953
Критики «Фонтана» Дюшана, которые считали, что вместе с водой его писсуар смыл и предназначение всего художественного искусства, вряд ли оценили бы по заслугам картину (или скорее ее отсутствие) американского художника Роберта Раушенберга.
Задумавшись о том, можно ли создать художественное произведение с помощью резинки, а не карандаша, кисти или резца, Раушенберг убедил своего друга, голландско-американского абстракциониста Виллема де Кунинга принести в жертву свой недавний эскиз.
Роберт Раушенберг
В результате появилась бумага, на которой почти невозможно разглядеть следы бывшего рисунка. Она побуждает зрителя решить самостоятельно, является ли картина без изображения произведением искусства или это — лишь рамка, обрамляющая пустоту и символизирующая бессилие художника.