«Фонтан Дюшана» и другие скандальные произведения искусства
Пораженный такой цензурой, ван Лисхаут назвал решение музея лицемерным и объяснил, что его произведение не связано с сексом как таковым, а скорее поднимает тему вмешательства человека в природу.
«Многие скульптуры в Лувре изображают обнаженных женщин, сцены насилия и скотоложества, гораздо более откровенные, чем моя скульптура», — отметил художник.
Выставка Мастерской ван Лисхаута «Город рабов» открыта в Центре современного искусства «Винзавод» 2009 г.
И в голландский этом художник прав.. В Лувре хватает произведений, которые можно было бы обвинить в безобразии — от картины Жана-Оноре Фрагонара «Сброшенная рубашка» до «Большой одалиски» Энгра. Когда в 1814 году произведение впервые увидела публика, его также назвали «оскорбительным». Но кто сегодня краснеет от полотен Фрагонара или Энгра, какими бы шокирующими они не казались изначально?
На фото: «Большая одалиска» 1814 год, Жан Огюст Доминик Энгр
Самое удивительное в этих двух историях, что они выпали на важную дату в истории искусства: столетняя годовщину известного цензурного скандала.. В 1917 году Общество независимых художников Нью-Йорка, нарушая собственные принципы и убеждения, запретило демонстрацию концептуальной скульптуры Марселя Дюшана «Фонтан».
Произведение в виде обычного писсуара с хулиганской надписью «Г. — болван» стало самым известным реди-мейд (то есть готовым объектом, который сам художник не создавал) в истории современного искусства.
Марсель Дюшан парадоксален: он и художник и антихудожник, который разрушил саму концепцию искусства. Выставляя в галереях предметы повседневного обихода — велосипедное колесо, сушилку для бутылок, расческу или писсуар, — он превращал их в искусство благодаря контексту, но не их форме.
«Велосипедное колесо» Дюшана