Тайны знаменитых произведений живописи
7. Рембрандт «Ночной дозор»
Полотно Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга» традиционно называют «Ночной дозор», так как все уверены, что показанные на ней события происходят ночью. Так считали два столетия после того, как картина вернулась из небытия и стала известна.
Но в 1947 году реставраторов ждало неожиданное открытие. После того как полотно очистили от копоти и грязи, выяснилось, что картина гораздо светлее чем казалась и дозор на ней показан как раз дневной. Обнаруженная после реставрации тень от руки капитана Кока даже позволила определить, что дело было около 14 часов дня.
8. Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат»
Картина, которую мы привычно называем «Черный квадрат», изображает вовсе не объект черного цвета. Более того — на ней вовсе не квадрат, так как ни одна сторона фигуры не параллельна ни противоположной стороне, ни расположенной рядом линии обрамляющей рамки.
Якобы черный цвет геометрической фигуры — это эффект от смешения нескольких разных красок, среди которой не было черной. Искусствоведы считают, что так специально задумано автором. При осмотре картины в Третьяковской галерее была обнаружена надпись карандашом «Битва негров в темной пещере». Эта фраза напоминает о картине французского художника и журналиста Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», которая выглядит как черный прямоугольник.
9. Питер Брейгель-старший «Нидерландские пословицы»
Эта уникальная в свое роде картина голландского мастера является изображением 112 наиболее популярных в XVI столетии голландских пословиц. Обычному человеку кажется, что на полотне происходят странные и даже абсурдные вещи, но специалист сразу же увидит поговорки, аналогичные современным «плыть против течения», «биться головой о стену» и многим другим, которыми и сейчас пользуются во всем мире.
Большинство пословиц на полотне Брейгеля-старшего, так или иначе, связаны с человеческой глупостью, алчностью или праздностью. Картина очень популярна у искусствоведов и ей посвящено множество научных статей и диссертаций.
10. Пабло Пикассо «Голубая комната»
Долгие годы считалось, что на картине Пикассо изображена купающаяся женщина. Но в 2008 году реставраторы поместили работу художника в инфракрасное излучение и с удивлением обнаружили мужчину в костюме и галстуке-бабочке, сидящего подперев рукой голову.
Очевидно, что «Голубая комната» была написана поверх портрета, созданного художником ранее. Искусствовед Патриция Фаверо объяснила это тем, что когда Пикассо посещало внезапное вдохновение, он тут же принимался за работу. Когда под рукой не было чистого холста, гений брал уже готовые, не слишком удавшиеся, на его взгляд картины, и писал новые поверх них.