25 фильмов Мартина Скорсезе: от худшего к лучшему
«Алиса здесь больше не живет» / Alice Doesn’t Live Here Anymore (1974)
Жанр: драма, мелодрама
В ролях: Эллен Бёрстин, Дайан Лэдд, Харви Кейтель, Крис Кристофферсон, Билли Грин Буш
Один из наименее обсуждаемых фильмов Скорсезе, при этом один из самых очаровательных и человечных, нежных и интимных. Эллен Берстин играет несчастную мать-одиночку, воспитывающую несовершеннолетнего сына на юго-западе Америки. Запоминающийся дебют Криса Кристофферсона в самом начале его карьеры. И удивительно дальновидная для своего времени работа Берстин — одна из ее лучших ролей, по праву завоевавшая ей «Оскар» в 1975 году.
«После работы» / After Hours (1985)
Жанр: триллер, драма, комедия, криминал
В ролях: Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Верна Блум, Томми Чонг, Линда Фиорентино
Прежде чем снять этот фильм, Скорсезе уже снял «Бешеного быка», «Таксиста» и прекрасный мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В середине 1980-х плодовитый режиссер вдруг начинает терять свою актуальность. В этот момент он останавливается, выдыхает и возвращается к тому, что всегда получалось у него лучше всего, — нью-йоркским улицам. Фильм невольно напрашивается на сравнение с «Королем комедии», снятым Скорсезе в 1982 году, но, по сути, «После работы» — возвращение Скорсезе к стилю, который он нашел еще во время учебы в Нью-Йоркском университете. Странноватый сценарий Джозефа Миниона, разыгранный актерским составом, в котором нет ни одной звезды, показал Скорсезе энергичным и взрывным, каким его и любят. «После работы» — калейдоскопический тур по центру Нью-Йорка середины 1980-х, и сейчас он смотрится настолько же забавно, насколько и ностальгически. Если захотите увидеть Манхэттен до того, как его выкупили Starbucks, WeWork и риелторы на пару с трейдерами, то вряд ли найдете кинокартину более наглядную.
«Остров проклятых» / Shutter Island (2009)
Жанр: триллер, детектив, драма
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов, Мишель Уильямс
Рассказ о федеральном маршале (Леонардо ДиКаприо), который во время охоты за пропавшим пациентом из-за шторма оказывается запертым в лечебнице для душевнобольных, редко упоминают в числе главных эпосов Скорсезе. А зря. Эту оду клаустрофобии, пронизанную криками и стонами и омываемую бесконечным ливнем, венчает абсолютно сокрушительная актерская игра Леонардо ДиКаприо. Второстепенные персонажи Марка Руффало и Бена Кингсли — идеальный поддерживающий дуэт. Конечно, фильм заканчивается довольно дурацким сюжетным поворотом, вокруг которого в итоге и закручивается все повествование, но даже он не портит впечатления от фильма и тем более не делает его слишком скучным для повторного просмотра.
«Мыс страха» / Cape Fear (1991)
Жанр: триллер, криминал
В ролях: Роберт Де Ниро, Ник Нолти, Джессика Лэнг, Джульетт Льюис, Джо Дон Бейкер
Блистательное возвращение безумного Де Ниро в ремейке триллера Дж. Ли Томпсона 1962 года. Вышедший из тюрьмы насильник Макс Кейди (Де Ниро) терроризирует общественного защитника (Ника Нолти), обвиняя его в сокрытии важной информации на судебном слушании. Кейди уверен, что эта информация могла бы его оправдать и он провел бы 14 лет на свободе, а не в тюрьме. Худощавый, мускулистый, покрытый татуировками Кейди идеально курит сигары, а Скорсезе наращивает напряжение, затягивая действие в лучших традициях Альфреда Хичкока (включая последовательность титров в духе Сола Басса и использованием оригинальной партитуры Бернарда Германа). Последняя схватка в плавучем доме смотрится вполне апокалиптично, хотя главный источник тревоги — абсолютно нездоровое преследование Де Ниро дочери Нолти, роль которой исполнила Джульетт Льюис. И это сочетание в Льюис невинности и жесткости столь же захватывающе, как актерская игра ее более взрослых и уже прославленных коллег.
«Авиатор» / The Aviator (2004)
Жанр: драма, биография
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшетт, Мэтт Росс, Джон Си Райли, Алан Алда
Фильм о кинодельце, авиационном магнате и человеке, страдающем обсессивно-компульсивным расстройством, Говарде Хьюзе мог бы стать просто очередным байопиком, который приятно посмотреть за ужином. Но в создании портрета одного из самых богатых людей в истории Америки Скорсезе удалось взять невероятную высоту. Помог и звездный и невероятно талантливый актерский состав: Кейт Бланшетт в роли Кэтрин Хепберн и Джон С. Райли в роли лейтенанта Ноя Дитриха. И конечно, ДиКаприо, прошедший путь от юного кумира подростков до исполнителя знаковых главных ролей благодаря удачной комбинации, разыгранной самим Скорсезе: «Банды Нью-Йорка», «Авиатор» и «Отступники». В начале фильма Хьюз потрясающе обаятелен, но ближе к концу фигура магната становится трагической. Одна сцена особенно незабываема. В результате крушения самолет Хьюза садится в жилом районе Беверли-Хиллз, срывая крыльями крыши домов, а затем останавливается в огненном взрыве. В объективе Скорсезе катастрофа небольшого двухместного самолета ощущается так же трагично и весомо, как крушение «Боинга-777».