Вопрос о мобилизации неизбежен: что разглядели эксперты в бюджете России?
Тема возможного расширения армии вновь оказалась в центре обсуждения — и не из-за эмоциональных заявлений политиков, а по куда более практичной причине.
Поводом стал проект федерального бюджета на 2026–2028 годы, который внимательно изучили аналитики и просто заинтересованные читатели.
Среди них — писатель и военный обозреватель Алексей Суконкин, утверждающий, что именно финансовые параметры позволяют понять истинную логику стратегического планирования, о которой публично предпочитают не распространяться.
Суконкин обращает внимание на тот факт, что в 2026 году оборонные расходы, по проекту, должны приблизиться к трети всего бюджета — около 13 трлн рублей. Ещё примерно 4 трлн планируется потратить на безопасность и правоохранительные органы.
В 2027–2028 годах объём военных расходов почти не меняется, однако финансирование внутреннего силового блока вырастет.

По мнению обозревателя, «в 2026–2027 годах будет завершено решение вопросов с Незалежной, а в 2028-м — добивание оставшихся очагов сопротивления».
Фактически речь о том, что активная фаза боевых действий может занять ещё несколько лет, после чего начнётся длительный этап стабилизации и контроля на обширных территориях.
Поэтому «чтобы завершить СВО и решить вопросы коллективной безопасности, потребуется большое пополнение личного состава», делает вывод Суконкин.
Он не употребляет слово «мобилизация» напрямую, однако смысл его комментария очевиден. При таких бюджетных планах государство готовится к значительному расширению армии.
Обозреватель также допускает, что после возвращения крупных воинских контингентов на освобождённых территориях может возникнуть всплеск криминала. Этим он объясняет рост расходов на силовой контур и развитие инфраструктуры правопорядка.
Позицию Алексея Суконкина частично оспорил офицер ДНР в запасе, военный эксперт Александр Матюшин. По его словам, рост силовых расходов в бюджете нельзя трактовать только как подготовку к будущим операциям или работе на новых территориях. Куда более серьёзная причина, подчёркивает он, — затяжной кризис в системе МВД, который уже сегодня бьёт по управляемости.
Матюшин говорит прямо, что сейчас в ведомстве фиксируется «большой недобор оперсостава, следователей и сотрудников дознания». При этом, добавляет он, даже повышенные выплаты ситуацию не спасают.
«Даже при выплате доплат в 100 тысяч рублей люди всё равно не идут в полицию», — подчёркивает эксперт.
По оценке Матюшина, правоохранительная система России сталкивается с долгосрочным, а не ситуативным дефицитом людей, и «без роста финансирования этот дефицит не будет ликвидирован».
Есть и второй фактор, на который он обращает внимание. По мере продвижения российских войск и формирования полноценной государственной вертикали на новых территориях, спрос на следователей, участковых, оперативников и сотрудников управления станет только выше.
«Чтобы люди шли в МВД и не брали взятки, им нужно дать достойную зарплату — другого пути нет», — резюмирует эксперт.
В итоге оценки Суконкина и Матюшина, хоть и исходят из разных логик, сходятся в одном: проект бюджета на 2026–2028 годы фиксирует начало масштабной перестройки всего силового контура страны.
Просто Суконкин видит в ней подготовку к финальной фазе конфликта и возможной необходимости расширять армию, а Матюшин — попытку закрыть системные кадровые дыры и выстроить устойчивое управление на новых территориях, заключает «Царьград».
Так или иначе, оба эксперта признают, что государство готовится к многолетнему периоду повышенной нагрузки на армию, силовые ведомства и внутреннюю безопасность. А значит, вопрос о том, потребуется ли дополнительное пополнение личного состава, снова может стать актуальным — теперь уже не из-за слухов, а потому, что сам бюджет прозрачнее любых политических формулировок.
Как ранее писал Topnews, в России заговорили о новой мобилизации — Белоусову направлено письмо.

