«Могло быть и хуже»: как в России и мире отреагировали на переговоры в Стамбуле
Мировые лидеры и российские политики комментируют завершившиеся 16 мая в Стамбуле прямые переговоры между Россией и Украиной. Известно, что единственной договоренностью сторон стал обмен 1000 военнопленных, соглашение о прекращении огня достигнуто не было.
Также Украина и Россия договорились, что представят свое мнение о режиме прекращения огня. Киев предложил следующую встречу провести на уровне глав государств, что Москва приняла «к сведению».
Ряд мировых политиков раскритиковал позицию России.
Так, премьер Великобритании Кир Стармер счел ее «неприемлемой».
«Позиция России явно неприемлема, и это не в первый раз», — цитирует его Sky News.
Такого же мнения придерживается премьер Польши Дональд Туск, который дал такое же определение «неприемлемой», а также подчеркнул, что впереди у Европы «тяжелые» дни.
Как сообщает с его слов издание Do Rzeczy, «российская сторона снова озвучила абсолютно неприемлемые условия не только для Украины, но и всех нас. Позицию Москвы трудно назвать конструктивной».
На реплику Стармера отреагировали в российском посольстве в Лондоне, назвав ее вызывающей «откровенное недоумение».
«Это кому она неприемлема? Мы не с Лондоном ведем переговоры», — задаются вопросом дипломаты.
Французский лидер Эммануэль Макрон считает, что Москва проигнорировала призывы к миру, также расценив отказ РФ от безусловного прекращения огня неприемлемым.
«Президент Путин в очередной раз не отреагировал на предложение о безоговорочном прекращении огня, выдвинутое американцами и поддержанное Украиной и европейцами», — заявил он в соцсети, добавив позже, что ЕС намерено ужесточить антироссийские санкции.
Президент Франции считает, что у российской стороны нет стремления к миру и остановке конфликта. Поэтому, делает вывод политик, у международного сообщества остается единственный выход наращивать давление на Россию.
Макрон призвал «запастись терпением, но затем, если ответ на требование о перемирии останется отрицательным, нам потребуется реагировать и ужесточить санкции», и такую работу уже начали США и Франция.
В то же время французский лидер Эммануэль Макрон
Канцлер ФРГ Фридрих Мерц оценил переговоры более мягко. Он напомнил, что стороны «встречаются для переговоров в первый раз за три с лишним года, и это — хоть и маленький, но все-таки первый позитивный сигнал… усилия привели к небольшому… дипломатическому успеху».
Также Мерц добавил, что Европе должна Украине «политическую, экономическую и военную» поддержку, а затем и вовсе указал на разочарование от результатов стамбульского саммита, потому что Москва не приняла соглашение о прекращении огня уже на этой неделе.
«Мы очень разочарованы тем, что этого не произошло», — заявил он.
Президент США сам никак не комментировал саммит в Стамбуле. Но ранее госсекретарь США Марко Рубио в Турции заявил, что «единственный шанс» для урегулирования конфликта на Украине — это личная встреча Трампа и Путина.
«Это действительно единственный шанс. Я думаю, многие страны в частном порядке разделили бы эту оценку», — заявил он Fox News.
В Кремле отметили, что встреча лидеров США и России нужна, чтобы обсудить двусторонние отношения и урегулирование конфликта. При этом кремлевский спикер Дмитрий Песков отметил, что это потребует «длительной, напряженной подготовки».
«Всегда встрече в верхах предшествуют экспертные переговоры, консультации, длительная напряженная подготовка. Вот как нам видится ситуация», — сообщил он.
Свое мнение высказали и российские общественные деятели и СМИ. Так, вице-спикер Совфеда Константин Косачев считает, что получен максимально возможный на данный момент результат, и иного после длительной паузы и отношений между сторонами ждать было нельзя.
Косачев считает, что критика итогов переговоров в Европе, в том числе со стороны Стармера, деструктивна.
«Здесь третьи стороны должны, что называется, набрать воды в рот и никоим образом ничего не комментировать, если они действительно желают в конечном итоге наступления мира», — сказал Косачев.
С ним согласился парламентарий Андрей Климов, который считает, что «могло быть и хуже».
«Но все же произошла встреча — это уже хорошо. Договорились по обмену пленным… Конструктив просматривается», — считает политик, добавив, что позитивна и перспектива дальнейших встреч сторон.
Депутат Госдумы Алексей Чепа заявил, что переговоры в Стамбуле — » правильное мероприятие», а 1000 в рамках обмена военнопленными — «хорошая цифра», которую «только надо одобрять».
Как считают авторы TГ-канала «Военный Осведомитель», отметив, что несмотря на отсутствие решений по ключевым вопросам, «хорошим и важным итогом станет масштабный обмен пленными», который в отличие от обмена «всех на всех», крайне выгодный для России.
Канал отмечает, что, о будущих переговорах «вне совсем понятно, ради чего они будут проходить, если ни одна из сторон так и не пойдет на уступки другой».
Авторы ТГ-канала «МиГ России» считают, что итоги хороши, и едва ли стоило ждать большего. И «понятно, что стратегически все будет решаться на треке РФ — США, и никак иначе»
«Чья сторона в итоге набрала больше очков — посчитайте сами», — резюмировал канал.
Как считает военный блогер Юрий Подоляка, в вопросе прекращения огня «тупик полный пока», а стамбульские договоренность «откладывает вопрос в долгий ящик».
«Единственное…. договорились о большом обмене пленных. Очень пока неплохо, как по мне, прошел первый день переговоров», — считает он.
В свою очередь политолог Сергей Марков указывает, на фразу Мединского, которую ему приписывают СМИ. Якобы тот спросил украинскую делегацию: «Мы не хотим войны, но готовы воевать. Россия воевала в Северной войне со Швецией 21 год. В результате Швеция перестала быть великой державой. Россия готова воевать и 21 год. А вы сколько готовы воевать?».
По мнению Маркова, вопрос был задан «не Умерову и не Зеленскому… каждому жителю Украины».
Ранее Topnews писал, что стали известны содержание и итоги переговоров России и Украины в Стамбуле.