Шедевры мирового искусства, которые портили люди
«Венера с зеркалом», Диего Веласкес
1914 год стал роковым для известного творения Веласкеса. Суфражистка (участница движения против дискриминации женщин) Мэри Ричардсон с помощью топора для мяса нанесла семь ударов по картине. Ричардсон заявила, что пыталась уничтожить изображение «самой красивой женщины в мифологической истории» в качестве протеста против ареста миссис Панкхерст (британской политической деятельницы), женщины «с самым доблестным характером». Также Мэри Ричардсон подчеркнула, что еще ее раздражало, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру».
Ричардсон вообще считалась одной из самых воинственных женщин среди членов «Британского союза фашистов», она занималась поджогами, била окна в министерстве внутренних дел и взрывала железнодорожные станции. Мэри попадала под арест девять раз и отсидела в тюрьмах в общей сложности около трех лет.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Известнейшая картина – одно из самых охраняемых произведений искусства в мире. Сейчас. А до того, как картину поместили под пуленепробиваемое стекло, она пережила целых четыре нападения. В 1956 году турист кинул в картину камень и слегка поцарапал полотно; позже, в том же году, в картину снова кидали камнем; в 1974 году «Мону Лизу» пытались облить краской и, наконец, в 1977 году, русская туристка кинула в «Джоконду» сувенирной кружкой из Лувра.
«Залив», Элен Франкентален
Картина была испорчена в 2006 году школьником, который на полотно стоимостью более миллиона долларов просто… прилепил жвачку. Реставраторы жвачку отскребли, но особенно внимательные поклонники творчества Франкентален говорят, что пятнышко на «Заливе» всё-таки осталось.
«Федра», Сай Твомбли
Из всех вариантов порчи картин произведению Твомбли достался самый приятный – в 2007 году художница Ринди Сэм поцеловала картину. Помада у Сэм – на зависть любительницам макияжа – оказалась сверхстойкая: реставраторы использовали 30 химических средств, и ни одно из них не стерло следы поцелуя. Ринди Сэм свой поступок вандализмом не считает; по ее словам, она поцеловала картину, чтобы выразить свою симпатию.