12 полнометражных фильмов Кристофера Нолана от худшего к лучшему
В «Преследовании» Нолан — режиссёр, оператор и продюсер в одном лице. Съёмки длились год, потому что вся команда, кроме него, работала по будням в офисах. Но даже в этих условиях видно, как быстро Нолан превращается из подражателя в мастера формы. Его интересует не нуар и не жанр, а само кино как акт гипноза. С первой же попытки он находит собственный ритм — точный, выверенный и абсолютно нолановский.

«Престиж» (The Prestige, 2006)
Фильм о фокусниках, превращённый Ноланом в историю одержимости и жертвы. Основанный на романе Кристофера Приста, «Престиж» кажется слишком точным и выверенным для магического жанра. Двое иллюзионистов, соревнующихся за тайну идеального трюка, становятся отражениями друг друга — и эта зеркальность, возможно, мешает им обрести живое дыхание. В отличие от соседнего «Иллюзиониста», Нолан снимает не про чудо, а про цену, которую оно требует.

Нолана всегда интересуют правила игры, но его героям тесно в их границах. В «Престиже» противостояние двух фокусников — Хью Джекмана и Кристиана Бэйла — превращается не в дуэль характеров, а в холодный расчёт. Соперничество лишено ставок, кроме одной — человеческой. Ведь, как и в других его фильмах, героями движет любовь и жажда творить, чтобы преодолеть потерю, воскресить ушедшее или хотя бы отомстить за боль.

«Бэтмен: Начало» (Batman Begins, 2005)
«Бэтмен: Начало» стало перезапуском, который вернул герою достоинство. После комиксного балагана Бёртона и Шумахера Нолан сделал из истории Брюса Уэйна притчу о страхе и преодолении. Мальчик, виноватый в смерти родителей, превращает свой ужас в силу — и надевает маску, чтобы защитить других. Это не просто фильм о супергерое, а история взросления, где уязвимость становится источником воли, а Бэтмен — символом внутренней дисциплины и человеческой стойкости.

Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» и до появления ироничного «Железного человека», «Бэтмен: Начало» стал отправной точкой новой эры кинокомиксов. Нолан, в отличие от коллег по жанру, не увлёкся строительством вселенных и отказался от роли архитектора DCEU, вовремя уступив место Заку Снайдеру. Мудрый жест — режиссёр, как и его герой, умеет вовремя остановиться и выбрать собственный путь.
