Здоровье
20 февраля 2013, 10:45 | Автор: Иван Рутов

Анализ зубов древних людей подсказал, как избежать кариеса

Ученые уверены, что зубы современных людей оказались в серьезной опасности.

Кариес — сегодня одно из самых распространенных зубных заболеваний в мире. А провоцируют его бактерии, обитающие во рту. Группа экспертов под руководством Центра древней ДНК Университета Аделаиды впервые изучила связь между наличием бактерий в ротовой полости и переменами в образе жизни человечества за последние несколько тысяч лет. Результаты этой работы опубликованы в февральском номере Nature Genetics, на них ссылается портал Med-портал.

По словам авторов работы, получить сведения о микрофлоре полости рта людей различных эпох им помогли зубные камни, «сохранившие детализированную генетическую информацию о составе микробиома». Для этого исследователи провели секвенирование обнаруженной в зубных отложениях 34 скелетов бактериальной ДНК.

Оказалось, что состав микробиома ротовой полости два раза значительно менялся. Первый раз это произошло в эпоху неолита (около 10 000 лет до н.э.) при появлении земледельчества, второй раз – в связи с промышленной революцией – около 150 лет назад. Каждое значительное изменение рациона питания приводило к снижению разнообразия микробиома полости рта, в результате чего в нем стали доминировать вызывающие кариес микроорганизмы. Это, в свою очередь, стало причиной роста заболеваний ротовой полости.

«Ротовая полость современного человека находится в перманентном состоянии болезни», — так прокомментировал свое открытие один из руководителей исследования, профессор Алан Купер (Alan Cooper) из австралийского Университета Аделаиды (University of Adelaide).

В итоге ученые пришли к выводу, что именно включение в рацион углеводов — сахара и муки — изменило бактериальный фон во рту: в нем стали преобладать микроорганизмы, вызывающие кариес, пишет «Российская газета».

Дело в том, что зубная эмаль, на 96% состоящая из минералов, «боится» кислот. А бактерии, вызывающие кариес, все являются кислотообразующими — в основном, это стрептококки (Streptococcus mutans, Streptococcus viridans, Str. sanguis и другие). Они активно участвуют в процессе формирования зубного налета и деминерализации эмали.