25 августа 2011, 13:13 | Автор: Иван Рутов

Ученые впервые увидели поглощение звезды черной дырой

Японские астрономы смогли зафиксировать, как черная дыра пожирает звезду. Ее остатки летят со скоростю света к Земле.

Ученым из Японии и США вперые в истории с помощью уникального датчика рентгеновского излучения удалось зафиксировать момент гибели звезды, которую поглощает космическая черная дыра. Это уникальное везение, так как уничтожение звезды черной дырой происходит примерно раз в 100 миллионов лет. Статья об этом была опубликована учеными в журнале Nature, отмечает Утро.ру.

Датчик был установлен на Международной космической станции.

Еще в конце марта с помощью этого аппарата был зарегистрирован неожиданный всплеск гамма- и рентгеновского излучения в центре галактики, расположенной на расстоянии 3,9 млрд. световых лет от Земли в созвездии Дракона. Мигающему объекту присвоили имя Swift J1644+57 и занялись наблюдением за ним.

На основе анализа полученных данных ученые пришли к выводу, что всплески излучения — это своеобразные "предсмертные конвульсии" звезды, которую мощной силой притяжения затягивает в черную дыру. Звезда попала в поле действия сильнейшего гравитационного поля дыры, и та просто разорвала ее на части.

Уникальность открытия еще и в том, что общественности впервые была предъявлена так называемая релятивистская струя, — растянутые в пространстве скопления материй, возникшая именно в результате воздействия черной дыры, сообщает Newsru.com.

Данная релятивистская струя направлена в сторону Земли. Длина релятивистских струй может достигать сотен тысяч световых лет.

На своем сайте NASA подготовило схему поглощения звезды черной дырой и последующего образования релятивистской струи, а также видеореконструкцию этого явления.

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики уточнили, что поток вещества, оставшегося от звезды после ее поглощения звездой, движется со скоростью в 99,5% от скорости света.

При этом излучение от потока остается столь мощным, что радиотелескоп Swift, оказавшийся у него на пути, сможет наблюдать его до следующего года.