Пашинян — на стуле, Алиев — за дверью: СМИ раскрыли главные провалы саммита ШОС
Саммит ШОС в Тяньцзине обернулся для Азербайджана политическим провалом. Президент Ильхам Алиев так и не встретился с Владимиром Путиным, успев только бегло обменяться дежурным рукопожатием, а Индия во главе с Нарендрой Моди вновь заблокировала заявку Баку на вступление в организацию.
О том, что Нью-Дели отклонил инициативу Азербайджана, сообщил AnewZ со ссылкой на официальные источники. По их словам, это решение связано с «братскими отношениями Азербайджана с Пакистаном».
Источники из Баку заявили, что позиция Индии «противоречит принципам многосторонней дипломатии и шанхайскому духу», а один из собеседников и вовсе назвал её «демонстрацией ограниченного и близорукого характера политики страны».
На полях саммита Алиев встретился с премьером Пакистана Шахбазом Шарифом и обвинил Индию в «мести Азербайджану». При этом он подчеркнул, что «это не имеет никакого значения», так как братские отношения с Исламабадом для Баку приоритетны.
В отличие от Алиева, премьер Армении Никол Пашинян смог провести беседу с Владимиром Путиным. Кадры встречи впрочем вызвали в сети неоднозначную реакцию.
Так, актриса Яна Поплавская с иронией обратила внимание, что Пашинян во время беседы так ерзал на стуле, словно пытался нащупать еще один стул.
«Русские и армяне, конечно, дружественные народы. Но не брат ты нам… Пашинян», — отрезала она.
После провала вокруг заявки Азербайджана появились версии, что отказ Индии связан с ухудшением российско-азербайджанских отношений. Но ведущий научный сотрудник ИМИ МГИМО Николай Силаев считает иначе.
«Личность Алиева никакого отношения к этому не имеет. Причина — в индо-пакистанском конфликте. Теперь, когда Алиев поздравил Пакистан с победой, у него появилось красивое объяснение, почему Индия не хочет видеть Баку в ШОС», — пояснил он.
Силаев напомнил, что Нью-Дели и Исламабад остаются противниками с 1947 года, и «Пакистан ведет себя похожим образом и не хочет, чтобы в ШОС принимали Армению, у которой с Индией сложились нормальные отношения».
Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов в беседе с 360.ru отметил, что «в свое время вступление в ШОС Индии и Пакистана произвело эффект разорвавшейся бомбы в хорошем смысле этого слова, но, к сожалению, не уберегло стороны от очередного этапа эскалации и обострения конфликта».
Эксперт указал, что Индия как один из лидеров ШОС «очень нервно реагирует на увеличивающееся количество союзников Пакистана в организации», поэтому желание Нью-Дели препятствовать вступлению Баку «понятно и даже ожидаемо».
Семибратов также допустил, что решение Индии могло быть связано и с российско-азербайджанскими разногласиями.
«Индия остается надежным партнером России, продолжает закупать энергоресурсы. Вполне можно предположить, что одним из факторов решения заблокировать вступление Баку в ШОС было и обострение российско-азербайджанских отношений», — заявил эксперт.
Впрочем, по его словам, ситуация может измениться.
«Когда влияние Азербайджана в контексте поддержки Пакистана будет сокращено и когда российско-азербайджанские отношения придут в норму, то, я думаю, можно будет говорить о полноценном участии республики в ШОС», — предполагает он.
Напомним, сегодня в организацию входят Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Индия, Пакистан, Иран и Белоруссия. Афганистан и Монголия имеют статус наблюдателей.
Азербайджан и Армения пока остаются лишь партнерами по диалогу.
Как ранее писал Topnews, Азербайджану и Армении отказали во вступлении в ШОС.