Павел Лунгин: «Мы стали обществом глухих одиноких людей…»
Юлия Шигарева
Своими картинами — «Олигарх», «Остров», «Царь» — Лунгин смог очень точно обозначить болевые точки общества. И вот режиссёр представляет новую ленту «Дирижёр». По сюжету — это история оркестра, который летит на гастроли в Иерусалим. А по сути — история о том, как мы не можем или не хотим услышать тех, кто рядом.
Эра одиночества
Павел Лунгин, сценарист, режиссёр. Родился в 1949 г. в Москве. В 1971 г. окончил МГУ, в 1980 г. — Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Фильм «Такси-блюз» принёс ему приз Каннского кинофестиваля. Офицер ордена Почётного легиона.
— Это фильм о глухоте, в том числе и о нравственной, — говорит Павел Лунгин. — Об одиночестве, о внутренней лжи. Ведь митинги, которые прокатились по стране, — это же ведь протест в том числе и против лжи, которая заедает наше общество. Но самая главная проблема, на мой взгляд, — то, что мы стали обществом глухих одиноких людей. Мы же все по сути — одновременно и брошенные дети, и предавшие своих детей родители.
— Павел Семёнович, в «Дирижёре» разлом непонимания проходит по семьям — между мужем и женой, между отцом и сыном. Мы уже однажды переживали это в 1917-м. Но сейчас-то вроде бы только всё устаканилось, каждый норку себе выкопал — и вдруг…
— …оказалось, что все несчастны! Потому что, видимо, без духовной составляющей жить невозможно. Да, все всегда считали, что главная проблема России — это недостаток материального. А оказалось, что мы сегодня задыхаемся в безвоздушном пространстве — культурном, смысловом. В пространстве без любви. Сегодня на нас вместо идеологической рекламы обрушилась реклама экономическая, когда с малых лет внушают, что главная задача в жизни — покупать, потреблять. И, получив такую обработку, теперь ходят по улицам или ездят на дорогих машинах тридцатилетние дети — растерянные, не готовые принимать серьёзные решения. Вместо того чтобы образовывать новое государство, наполненное страстями, желаниями будущего, свою энергию они выпускают, исследуя полки супермаркетов.