19 мая 2013, 20:17 | Автор: Иван Рутов

Скандальные тайны Чеченской войны

Скандальные тайны Чеченской войны
фото:
Появление подобных снимков в прессе – большая редкость. Потому что Чечня, война – закрытая, «секретная» тема. Что происходило там, по ту сторону «добра и зла», на самом деле, до сих пор знают немногие.

Наш собеседник — сотрудник спецназа Игорь Р. По понятным причинам, мы не можем называть его полное имя. Почему решил рассказать? Надоело молчать. Слишком много неправды вокруг этой войны.
 
Сейчас в Дагестане ситуация – очень похожая на ту, что была в Чечне перед войной. Местные жители боятся: вот-вот громыхнет… Не столкнут ли снова местных жителей и наших солдат?
 
«Двухсотых» и «трехсотых» было много
 
— Меня, тогда еще лейтенанта, вызвал к себе командир дивизиона и сказал: «Ты просился в Чечню? Иди, выписывай командировочные, документы на оружие на себя и двоих солдат. Место командировки — развалины н.п. Тусхорой», — начал рассказ наш собеседник, — На вопрос, как туда добраться, комдив ответил: понятия не имею.
 
Жили в полевых условиях. Перебои с едой. Дисциплина падала, моральный дух тоже. Боевого офицера могли посадить «на губу» только за то, что не по уставу поздоровался с командиром полка. Пьянки среди солдат и офицеров были постоянным явлением.
 
Помню спецоперации – непрофессионально выполненные, потому что командовали непрофессионалы, которым было на все наплевать. В доме засели боевики, их нужно уничтожить — посылали отряд спецназа. Почему нельзя было просто пустить газ? Или взорвать дом из танка? Такие возможности были, но все делалось по старинке, шли штурмовать «со щитами в руках». Штурм села. 50 бойцов ушли – вернулись 30. Во время боя по рациям передавали: «Кто «двухсотый»? Кто «трехсотый?» Двухсотый — убитый, трёхсотый — раненый. Когда я услышал, что «двухсотый» — мой друг, плакал. Хотя говорят, будто мужчины не плачут. Один наш боец, пока ехал в Чечню, хвалился напоказ: «Сейчас я наведу там порядок!». И в первом же бою, первый раз застрелив боевика, сидел с каменным лицом и повторял: « А вдруг он не виноват? А вдруг он не боевик?». Ему налили стакан водки – только после этого смог уснуть.
 
Но конечно же, не только воевали. Было место для любви, дружбы. У одного солдата закрутилась любовь с осетинкой. По окончанию срока службы он уехал в Москву – потом вернулся за любимой на машине. Забрал ее, они поженились и счастливо живут, растет сын.
 
Хватало и дураков. Один солдат, перепив, как-то стал жонглировать гранатами. Как отбирали – отдельная песня. То, что не рвануло и никто не погиб – чудо.
 
Однажды мы стояли в Грозном. Один пьяный солдат из мобильного отряда упал с поста и сломал руку. А когда вернулся со службы – получил орден. Вообще тема наград — отдельная история. Лишь малая часть из них — за действительно проявленный героизм. Гораздо чаще награды и звания получали те, кто «прикормил» своего командира: делились посылками из дома (если речь шла о солдатах-срочниках, которые не получали деньги – так называемые «боевые», или «президентские» выплаты). Или, если речь о контрактниках – отдававших командирам часть заработанных «боевых» рублей. Держась поближе к начальству, можно было заработать не только орден. Но и не быть отправленным на сложное боевое задание, из которого можно и не вернуться.  Были случаи: солдат держал автомат пару раз на стрельбище, постреливал по банкам, зато хорошо устроился в штабе: заполнял бумажки. И сам себе выписал орден.
 
…Ордена и медали для нас, воевавших, вообще – больная тема. Почему Ордена Мужества и Медаль Героя России дают людям, никаким боком не имеющим отношение к боевым действиям — спортсменам, певцам, артистам?! И такие же медали давали солдатам и офицерам. Как можно соединять героев войны, которые рисковали своей жизнью и погибали, и медийных личностей?!
 
Из-за денег убивали свои же
 
— Матери получали похоронки на сыновей, — после паузы продолжает Игорь, — А вот тела солдат, чтобы родные могли нормально похоронить, доставляли не всегда. Знаю случаи, когда матери сами ездили и искали своих погибших сыновей на поле боя. Ехали по полю с трупами, а сыновей узнавали по родинкам. (снова молчит – авт.) По официальным данным, «потери личного состава были несущественные», самом деле – колоссальные.
 
Самое страшное на войне – враг за спиной. Конфликты между начальством и подчиненными случались часто, как правило – из-за денег. «Боевые» и «командировочные» (деньги)  распределяли командиры. В первую очередь себе, затем — тем, кто умеет подмазаться к начальству. Те кто подставлялся под пули получали меньше, чем командир и его приближенные. Солдаты -срочники и вовсе ничего не получали.
 
Была история, связанная с танковой ротой. Прислали нового командира. Он обнаружил пропажу 20 танковых аккумуляторов и части боеприпасов. Выяснилось, что его предшественник утащил и перепродал боевикам. Но у нового командира потребовали «возместить ущерб». Чтобы не возмущался, перестали выплачивать «боевые» всем солдатам части. Солдаты, подвыпив, кидались на командира.
 
Лейтенант Алексей Иванов дружил с этим командиром. Он понимал ситуацию: боеприпасы продали не без участия вышестоящего начальства. И он пригрозил сообщить высшему командованию, если не отстанут от его друга-командира. Через несколько дней Иванова не стало. Все представили как несчастный случай. Якобы Иванов и еще один парень пошли в баню, а затем гулять по Грозному. А потом, когда возвращались в часть, их якобы застрелил молодой лейтенант – пьяный был, принял за боевиков и начал палить. И с первого выстрела попал в солнечное сплетение обоим! «Стрелочник» получил несколько лет колонии- поселения. На то, что Иванов был голый и в тапочках (а на дворе конец октября), а  второй парень в бушлате на голое тело – в таком виде даже летом не ходили по улицам Грозного – никто не обратил внимание. Родители Иванова не получают компенсации за сына. Считается, что он погиб не при исполнении служебных обязанностей.
 
…Случались и по-своему комичные ситуации. Идет бой, в поле с одной стороны — боевики, с другой – наши, танки стреляют, пару вертолетов пролетело. А посередине местный житель на тракторе пашет поле, ездит туда-сюда. Когда стрельба стихла, мы к нему бежим: «Мужик, ты что, сдурел? Жить надоело?!». А он в ответ: «Мне плевать и на вас, и на дудаевцев, мне семью кормить».
 
…Сейчас, 20 лет спустя,  с сослуживцами встречаемся редко. У каждого своя жизнь, работа, семьи. Собираемся разве что на военные праздники – почтить память погибших.
 
Григорий ВЛАДИМИРОВ

Для справки:
 
Весной 1993 года в Чеченской республике резко обострились противоречия между президентом Дудаевым и парламентом.
 
4 июня вооружённые дудаевцы под командованием Шамиля Басаева захватили здание Грозненского городского совета, в котором проходили заседания парламента и конституционного суда; таким образом, в ЧРИ произошёл государственный переворот.
 
В республике установился режим личной власти Дудаева, продолжавшийся до августа 1994 года, когда парламенту были возвращены законодательные полномочия.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела