09 сентября 2011, 08:38 | Автор: Иван Рутов

Сегодня в созвездии Большой Медведицы взорвется сверхновая звезда размером с Землю

В течение ближайших нескольких ночей вспышка будет видна даже астрономам-любителям.

Начиная с 9 сентября, и почти целую неделю любители астрономии даже с помощью бинокля или небольшого телескопа могут наблюдать редкое небесное шоу — взрыв сверхновой звезды или, по-другому, суперплотного белого карлика, размером с Землю, но с большей массой, чем Солнце. Он находится в спиральной галактике М101 — «Цевочное колесо», расположенной в созвездии Большая Медведица, пишет «Комсомольская правда».

Астрономы из Национальной лаборатории Лоренса Беркли и Университета Калифорнии, Беркли, получили данные из Паломарской обсерватории в Южной Калифорнии и обнаружили сверхновую еще 24 августа. Тогда они наблюдали в наблюдаемой части неба вспышку, обозначенную как PTF 11kly, в течение нескольких часов. Причиной подобных взрывов считается коллапс белого карлика. Вскоре к наблюдениям подключились Большой канарский телескоп, а также другие телескопы мира, снявшие спектры PTF 11kly на самой ранней стадии развития вспышки.

Вспышка показана на фоне нашего Млечного Пути.

— Мы заметили эту сверхновую практически сразу после взрыва, — вспоминает сотрудник Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли Питер Наджент. — Ее яркость увеличивается с каждой минутой. И 9 сентября PTF 11kly будет видна в хороший бинокль.

На момент обнаружения 23 августа блеск вспышки составлял 17,2 звездных величин, спустя двое суток блеск составил уже 13,5. То есть вспышка становится ярче на две звездные величины в сутки. Максимального значения величина блеска составит 10 звездных величин.

Предыдущий взрыв такой же сверхновой, приближенной к Земле, был отмечен в 1986-м в галактике Кентавр А на расстоянии приблизительно в 15 млн световых лет от нас.

Большинство сверхновых, замеченных на Паломарской обсерватории, находились, как правило, на расстоянии около 1 млрд световых лет от нас, это очень далеко, чтобы их наблюдали с Земли астрономы-любители. Новый же объект находится довольно близко от нас — на расстоянии всего 21 миллионов световых лет от Земли. Практически — ближайшая соседка по космосу.

Как утверждает издание, подобные вспышки позволяют исследователям использовать их для измерения космологических расстояний. Так, например, наблюдая за сверхновыми, астрономы выяснили, что Вселенная расширяется с ускорением. А вообще, астрономы пришли к выводу, что Млечный Путь скрывает внутри себя настоящие звезды-бомбы.