TOP 10
Новости наших партнеров

Превратить Москву в Париж

14.10.10 03:26 Превратить Москву в Париж

Почему крупные города бывшего СССР устроены нелогично и как это исправить

Татьяна Михайлова

Пока президент решает, кто же станет новым мэром столицы, я хочу присоединиться к дискуссии о проблемах Москвы и поговорить о том, как используется ее земля.

У городов мира, богатых и бедных, холодных и жарких, можно найти общие черты. Это неудивительно, ведь городская экономика подчиняется одним и тем же экономическим законам: спрос и ограниченное предложение определяют цену городской земли, а цена земли, в свою очередь, — способ ее наиболее эффективного использования. Фирмы хотят располагаться так, чтобы работникам и клиентам легче было добраться. Люди выбирают место жительства, балансируя между ценой жилья и временем в дороге на работу. В результате большие города похожи друг на друга. В центре города земля дорогая, плотность населения высока. Как правило, центр города — еще и центр занятости. Плотность рабочих мест там также максимальна. От центра к окраинам уменьшается плотность занятости и плотность населения, поэтому многоэтажки на окраинах появляются нечасто. Так устроены Париж и Берлин, Лондон и Нью-Йорк, Шанхай и Джакарта.

Москва, как и многие другие города бывшего СССР, устроена иначе. Плотность рабочих мест в Москве, как и везде, убывает от центра к окраинам. А вот плотность населения, наоборот, растет. Виной тому долгая история социалистического землепользования.

В рыночной экономике рост города приводит к удорожанию земли и ротации землепользования. Промышленные предприятия переезжают, на их месте строятся офисы и жилье. В СССР же города росли, расширяясь на свободную землю. В результате исторический центр окружали кольцом промзоны, а затем, когда жителям становилось тесновато, за промзонами новым кольцом строились высотные микрорайоны. «Средний москвич» живет дальше от центра, чем «средний парижанин», больше времени тратит на дорогу и преодолевает большие расстояния, но живет в гораздо более стеснённых условиях. Зато на карте Москвы до сих пор полным-полно серых пятен — территорий складов и заводов практически в центре города.

Берто и Рено предсказывали в своей статье, что с либерализацией рынка земли изменится и карта землепользования в «социалистических» городах: промзоны будут застроены, плотность населения в центре вырастет, на окраинах жилье подешевеет. Однако за прошедшие 16 лет ситуация стала, пожалуй, еще хуже. Строительство жилья в Москве в пределах легкой транспортной доступности к рабочим местам велось скуповато, зато бодро выросло новое кольцо спальных районов — теперь уже за МКАД, в городах-спутниках. Их жители — экономически активная молодежь — каждое утро садятся в машины, автобусы и электрички и едут на работу в центр. Транспортные проблемы Москвы усугубляются все еще типично «советской» структурой плотности населения. Построить дороги, повысить связность дорожной сети, навести порядок с парковкой и общественным транспортом трудно, но возможно в сравнительно короткие сроки. А структура плотности населения — вещь очень инертная. Меняться она будет десятилетиями.

Что же нужно делать новому мэру? Хочу высказать крамольное пожелание: поставить стратегическую задачу, чтобы ближе к центру города строилось больше жилья. Нужна либерализация рынка земли, но либерализация «умная». Хочется, чтобы больше людей могли бы ходить на работу пешком или ездить на велосипеде. И хочется, чтобы это происходило не за счет разрушения городской среды, без сноса исторических зданий, застройки скверов и перегрузки инфраструктуры. Кажется невозможным? Но в Париже ведь получилось.

Источник: ForbesRussia
Новости наших партнеров


 
Информация об ограничениях 18+ © 2006-2016 Topnews.ru
При использовании материалов ссылка на TOPNEWS обязательна
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Rambler's Top100 Rambler's Top100
5 место - оценка материалов редакцией topnews.ru. Узнать подробнее о составлении рейтинга