Страшные трагедии, скрытые от граждан СССР
Но за 3 недели до исторического старта Бондаренко трагически погиб во время испытания в сурдобарокамере. Это случилось на 10-й день из 15-ти, что он должен был провести в полном одиночестве в наглухо закрытой камере с пониженным давлением и высоким уровнем кислорода. В сурдокамере космонавтов натаскивали на пребывание в космосе, проверяли реакцию, здоровье и психику. Там же они ели, отдыхали, находили чем отвлечься от тоски по общению (на фото другие участники тестов).
Герман Титов, дублер Гагарина, во время тренировки в сурдокамере в феврале 1961 года:
После одного из медицинских тестов Бондаренко протер места закрепления биодатчиков на теле спиртовым тампоном и нечаянно его уронил. Вата попала на раскаленную спиралевую плитку, где грелся чай, мигом вспыхнула. Парень попытался потушить огонь рукавом, но в кислородной атмосфере шерстяная материя загорелась и пламя быстро распространилось по камере. Из-за большого перепада давления дверь смогли открыть только через полчаса. С ожогами 80% тела Валентина доставили в больницу, где врачи 8 часов боролись за его жизнь. По их словам, Гагарин все время был у постели друга и коллеги, пока тот не умер от ожогового шока.
В эпоху космической гонки, тем более накануне великого прорыва, СССР держал в строжайшей тайне все, что было связано с космосом. Гибель Бондаренко не просто скрыли – его стерли с групповых снимков первого отряда.
Однако его «исчезновение» не осталось незамеченным и породило дикие слухи, кстати, до сих пор популярные на Западе, будто еще до Гагарина советских смельчаков чуть ли не «пачками» отправляли в космос, но они гибли во время запуска или на орбите. Советская официальная печать признала гибель космонавта только в 1986-м. На могиле Бондаренко в Харькове до тех пор было написано: «Светлой памяти от друзей-летчиков». И только потом добавилась приписка: «-космонавтов СССР».