09 декабря 2016, 15:29 | Автор: Иван Рутов

Бельгийские ученые назвали сроки уничтожения жизни на Земле

Солнце уничтожит всё живое на нашей планете, но судьба самой планеты пока непонятна.

Астрономы из Лёвенского католического университета (Бельгия) изучили красный гигант L2 Puppis в 208 световых годах от Земли и обнаружили, что несмотря на катастрофическое расширение этого светила, оно не поглотило все свои планеты. Как минимум одна всё еще вращается вокруг далекой звезды. Данный красный гигант соответствует состоянию, в котором окажется Солнце через пять миллиардов лет. Статья об открытии опубликована в Astronomy & Astrophysics. Выдержки из нее приводит Лайф.

Исследователи использовали массив из радиотелескопов ALMA чтобы изучить L2 Puppis в деталях. При этом они нашли на удалении в 300 миллионов километров от неё планету массой примерно в 12 юпитеров. Впрочем, данные по массе трудно назвать слишком определенными — планета может быть и значительно легче, и более массивной, даже коричневым карликом. Весьма важно то, что она все ещё существует, хотя удалена от своей звезды лишь на две астрономические единицы (одна астрономическая единица равна расстоянию от Земли до Солнца). Ранее вопрос о том, может ли планета выжить в такой близости от красного гиганта оставался спорным.

L2 Puppis — звезда типа Солнца и пять миллиардов лет назад по массе почти точно ему соответствовала. Однако с тех пор она постарела и стала из желтого карлика красным гигантом. Такие гиганты очень велики в размерах — ожидается, что Солнце через пять миллиардов лет расширится как минимум до орбиты Марса. При этом его гравитационное воздействие на Юпитер и иные планеты может возрасти. Одним из вероятных сценариев жизни Солнечной системы в этой фазе ранее считалось поглощение планет увеличившийся и покрасневшей звездой.

Ситуация в L2 Puppis отличается от такого сценария. Эта звезда также резко расширилась, и с её поверхности в космос постоянно выбрасывается немало газа (треть массы светила уже потеряна таким образом). Однако планета вокруг неё всё ещё присутствует, и возможно, их там больше одной (ALMA замечает лишь самые массивные планеты). Через миллиард лет красный гигант завершит свой жизненный цикл и станет белым карликом — очень плотным и маленьким светилом, одна чайная ложка которого весит много тонн. Таким же станет и Солнце через 6-7 миллиардов лет. Изучение систем, подобных L2 Puppis способно предупредить нас о том, какая судьба уготована Солнечной системе.

Жизнь в таких условиях невозможна, однако сам факт наличия планеты говорит о том, что небесные тела могут «выживать» при гибели своего светила. По оценкам ученых, Земля, если сравнить ее с планетой у L2, находится на границе между своего рода «безопасной» зоной и той областью, где планеты будут разрушены стареющей звездой. Больше узнать о судьбе Земли астрономы смогут, продолжив наблюдения за L2, уточняет ИА REGNUM.