В России 1 декабря из-за утильсбора резко подорожали иномарки
С 1 декабря в России начала действовать обновленная система расчета утилизационного сбора.
В результате в стране резко изменилась стоимость растаможивания автомобилей.
Новый порядок привёл к многократному росту ставок. Теперь для ряда моделей сумма утиля сопоставима с ценой машины или даже превышает ее.
Согласно постановлению, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным и размещенному на портале правовых актов, льготные условия для автомобилей с более мощными двигателями фактически прекращены.
Послабление сохраняется только для машин мощностью до 160 лошадиных сил. Для остальных применяется базовая ставка в 20 тысяч рублей с коэффициентами, которые увеличивают итоговую сумму до миллионов.
Утильсбор обязателен для всех видов транспорта — от легковушек и грузовиков до тракторов, спецтехники и мотоциклов.
Инициатором изменений выступил Минпромторг. Чиновники указали на то, что часть иностранных моделей с небольшим объемом двигателя имела высокую мощностью, но попадали в льготную категорию. Это снижало поступления в бюджет и создавало неравные условия для машин одного класса.
Документ подготовлен по запросу ассоциации «Объединение автопроизводителей России». Его поддержали в руководстве «КамАЗа», ГАЗа и «Соллерса».
В результате пересчёта утилизационный сбор на Toyota Camry 3.5 превысил 2,9 млн рублей, на BMW M5 — около четырёх миллионов.
Kia K5 подорожала на 795 тысяч рублей, а китайский Lixiang L9 — примерно на два миллиона.
Ожидается, что к 2026 году ставки вырастут ещё на четверть, а затем будут ежегодно увеличиваться на 10–20%.
Согласно прогнозам, к концу десятилетия сумма сбора для мощных машин может превышать 10 млн рублей.
Эксперты считают, что наиболее заметно изменения затронут массовые зарубежные бренды, включая BMW, Mercedes и Toyota.
Глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский отметил, что серьёзно пострадают и китайские марки премиум-сегмента — Lixiang, Aito, WEY, Exlantix, Zeekr.
По словам Никиты Шелехова, сильнее всего удар придётся по европейским и японским автогигантам.
Министр промышленности и торговли Антон Алиханов в комментарии ТАСС заявил, что заметного скачка у официальных дилеров не произошло благодаря запасам на складах.
«Исходя из динамики цен у официальных дилеров, спустя эти два шага индексации, прошедших в октябре прошлого года и в январе этого года, мы не увидели драматичного роста цен, которые прогнозировали отраслевые эксперты», — сказал он.
Однако глава одной из автомобильных компаний Андрей Терлюкевич считает, что оживления продаж стоит ожидать не раньше весны 2026 года. В оставшееся время 2025-го и начале 2026-го года ситуация останется сложной.
Представитель японской экспортной компании Никита Колесников предупреждает, что автопарк страны будет стремительно стареть.
Он указал, что из-за повышения утильсбора фактически становятся недоступны относительно свежие подержанные автомобили из-за рубежа. Из-за этого покупателям придётся переходить на внутренние предложения в виде более возрастных иномарок. Хотя и их стоимость при этом вырастет.
Ранее TopNews писал о том, что Минпромторг РФ предложил перенести вступление в силу новых правил утильсбора на 1 декабря.
По мнению экспертов, заградительный утильсбор приведет к потерям 300 млрд рублей каждый год из федерального бюджета.
