28 июля 2022, 09:14 | Автор: Вадим Ардов

Современная сфера производства: вызовы и возможности

Современная сфера производства: вызовы и возможности
фото:
Современная сфера производства, особенно в контексте уникальных материалов, сталкивается со многими вызовами.

Но, в то же время, она открывает немало перспектив и возможностей. Грамотное и целенаправленное управление бизнесом может стать ключом к успешному развитию в этой области. О текущем состоянии промышленности, сложностях, с которыми сталкиваются компании и стратегиями успешного запуска проектов с нуля мы поговорим с основателем и главой компании «Генерация» Андреем Кононовым, его предприятие занимается выпуском НДМВ.

— Андрей, расскажите о вашем предприятии

-Мы специализируется на выпуске уникального материала — хроматографического порошка термодинамической модификации. Он представляет собой мельчайшие структуры из микроскопических частиц, на поверхность каждой из которых наносится молибден. Благодаря этому НДМВ способен выдерживать температуры в диапазоне от -100 до +300 градусов по Цельсию, его отличает исключительная прочность даже в экстремальных условиях и стойкость к излучениям.

 -Где используется ваш продукт?

-Сфера применения широка — от химической промышленности и заканчивая аэрокосмическими проектами. Материал востребован в оборонном комплексе и, что важно лично для меня, в мирных космических проектах — запуске спутников, МКС, в области зондирования земной поверхности и других проектах.

— Это актуальное направление, но легко ли идти этим путем? С какими препятствиями сталкивается отрасль в наши дни?

-Бизнес — это вообще непросто, без сложностей не бывает. Промышленная сфера сейчас уязвима. Самое очевидное — сегментация рынка продаж, так как нас ограничивают внешние факторы. В частности, санкции создают проблемы в продажах конкурентоспособных материалов от имени российских компаний, что серьезно влияет на прибыльность и развитие производства. Мы вынуждены выбирать, на каком рынке работать, так как одна и та же бизнес-схема не всегда подходит и для внутреннего рынка, и для экспорта. Приходится искать разные варианты.

Далее — обеспеченность оборудованием. Имеющееся устаревает, доступа к импортному на данный момент нет, а для создания нового требуется от полугода до года. Такая задержка может существенно сказываться на эффективности производства и общем темпе развития. В копилку проблем добавим закупки сырья. Привоз из-за границы не представляется возможным, и мы вынуждены искать альтернативные решения на местном рынке. Однако в России крайне мало предприятий, способных предоставить необходимое. В целом, из-за западных ограничений наша позиция на мировом рынке в нынешних условиях существенно ограничена.

— А как же меры господдержки?

— Не все так однозначно. С одной стороны, в последние годы действуют меры стимулирования производства и поддержки различных отраслей промышленности — это льготное кредитование, снижение фискальной нагрузки, содействие в инвестициях. Но, с другой стороны, государство параллельно вводит жесткие ограничения, связанные с отчетностью и планированием. Особенно это актуально в сферах, где госзаказы и закупки играют важную роль, например, в области материаловедения. В этой сфере важно соответствовать строгим критериям и требованиям, что может оказаться сдерживающим фактором для бизнеса. И это затрудняет возможность достижения максимальных результатов.

Фактически, о себе дает знать советское наследие, которое давно пора переосмыслить. Я считаю, что устаревшие идеи регулирования бизнеса, которые принадлежат прошлому, не могут быть основой для развития и рискуют привести к потере потенциала во многих областях, включая политику и экономику. Вместо того, чтобы придерживаться прежних рамок, нужно стремиться к творческому и креативному подходу, вырабатывая новые стратегии и пути развития. Только так возможно добиться по-настоящему значимых результатов и обеспечить устойчивое развитие в различных сферах жизни общества.

— Эта проблема должна решаться комплексно, не так ли? Не только на уровне бизнеса, но также и государства?

— Верно. Скажу больше, здесь нужно пересматривать и подход к образовательной системе. Реалии таковы, что выпускники высших и средних учебных заведений сегодня, увы, не имеют четкого понимания своего профессионального пути. У них отсутствуют какие-либо практические навыки работы, да что говорить — и теоретическая подготовка не соответствует рыночным реалиям, так как они учились по старым учебникам и программам.

Как результат — мы ждем молодого специалиста, а к нам приходит просто молодой человек, из которого нам только предстоит делать профессионала. Придется приложить усилия для обучения кадров, адаптированных под требования производства, что занимает время и требует расходов. Для малого и среднего бизнеса такой вариант зачастую оказывается недоступным из-за ограниченности человеческого и финансового ресурса.

— А как складываются ваши отношения с людьми науки?

— Для сферы производства уникальных материалов сотрудничество с научными институтами и квалифицированными специалистами является принципиальным. Однако для успешного слияния науки и практики требуется активное взаимодействие и взаимопонимание. Необходимо не только создавать академические теоретические разработки, но и обеспечивать их реализацию в конечные продукты. То есть мы должны обосновать ученым в чем их выгода, дать им мотивацию и перспективу. В условиях экономической неопределенности этот процесс также сталкивается со сложностями.

— И какую стратегию вы выбрали в таких непростых условиях?

— Мы не стали изобретать велосипед, есть классическая модель запуска бизнеса «с нуля». Это маркетинговые исследования и поиск ниши, где  выражен спрос и его динамика опережает предложение. Далее — оценка запросов потенциальных клиентов, сопоставление их с собственными возможностями и определение необходимых ресурсов. После этого решаются организационные вопросы, а именно — какие процессы мы будем курировать сами, какие дадим на аутсорс. Здесь принцип такой, что ключевые моменты должны быть локализованы внутри компании, менее маржинальные можно доверить стороннему обслуживанию.

Собственно, на этом подготовка завершается и далее остается только придерживаться экономической дисциплины, управлять кадрами и  поддерживать клиентов. Наши взаимоотношения с заказчиками можно сравнить с посещением автосалона: мы предлагаем подход нацеленный на их потребности и уделяем внимание качественному обслуживанию. Строго следуя этим принципам мы и достигли высокого результата.

— Вернемся к положению дел в отрасли. Дайте прогноз — как будет развиваться ситуация в ближайшие годы?

— Когда дело касается производства, его следует рассматривать его в контексте конкретных сфер. Примером может служить изготовление электромобилей, которое стремительно развивается по всему миру и, скорее всего, продолжит расти. Также мы наблюдаем ускоренный рост в создании продуктов, связанных с электрическими батареями. Например, в США запланировано вложить более 380 миллиардов долларов в развитие зеленой энергетики за ближайшие 5-10 лет. Важно анализировать такие тенденции и понимать, как они могут быть использованы для развития нашей компании. Подобное поддерживаемое государством развитие влечет за собой интерес и инвестиции. И в этом вопросе важно воспользоваться моментом и занять свою нишу. Причем как можно раньше, пока этого не сделал кто-то другой.

— В заключении, что бы посоветовали молодым специалистам?

— Я бы порекомендовал начать свой собственный бизнес как можно раньше, но делать это осознанно и без страха. Важно быть готовым принимать решения и нацеленным на максимальное развитие бизнеса, а также создавать продукты и услуги, которые действительно востребованы и полезны обществу.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела