08 августа 2022, 15:20 | Автор: Вадим Ардов

Фарид Газизов: “Чем безумнее идея, тем больше я ее хочу реализовать”

Фарид Газизов: “Чем безумнее идея, тем больше я ее хочу реализовать”
фото:
Эксперт поделился своими мыслями о цифровизации, проникшей во все сферы нашей жизни, и о том, как создавать полезные ИТ-продукты, которые принесут славу и коммерческий успех

Каждый второй стартап закроется в течение первых пяти лет, говорит статистика. При том, что самая популярная сфера для создания нового бизнеса — это ИТ, мобильная разработка, определенно востребованное направление. Что  делать, чтобы именно твой проект “выстрелил”, где взять команду и как ее мотивировать, куда обратиться за профессиональной помощью — знает Фарид Газизов, предприниматель, создавший не один продукт, который задал высокую планку и тренд на рынке, а также курировавший более сотни успешных стартапов в рамках бизнес-объединений и инвестиционных фондов.

— Фарид, вы — автор прорывных проектов, аналогов которым на момент их создания не было. Я говорю о купонном сайте Myfant.ru и агрегаторе цен, где пользователи впервые смогли сравнить цены на продукты в разных магазинах и выбрать лучшее предложение. Как вам  удается все время быть чуть впереди трендов?

— Я не смогу назвать что-то одно. Наверное, это сочетание различных бизнес-качеств, интуиции и опыта, конечно. Я начал заниматься бизнесом еще в детстве, представьте. Продавал все, что мог: семечки, куриные яйца. Многое понял о покупательском поведении и стратегии продаж еще тогда. Плюс, у меня рано проявились способности к математике и аналитике, даже кличка в начальной школе была, “математик”. В институте продолжил это дело, уже на чуть более серьезном уровне, сколотил команду из однокурсников и “доставал” для своих клиентов самые неожиданные вещи, которые они заказывали, вплоть до сельхозтехники. Далее я получил хорошее образование -сначала на родине в Узбекистане, затем в США, выиграв грант на обучение. Умение хорошо считать, глубокие знания в области экономики и финансов, опыт в продажах, где я “прощупал” все своими руками, фактически привели меня туда, где я нахожусь сейчас.

— Вы упомянули США. Свой первый серьезный бизнес вы ведь открыли там? Проект Nich, созданный для торговли на бирже, был очень успешен и принес вам $20млн. Почему вы решили “завязать” с Штатами и  продолжили работу в России?

— Почему же, “завязать”? Зачастую, я веду не один проект, а сразу несколько, и одновременно работал и в США, и в России — спасибо современным информационным технологиям, которые сделали это реальностью. Что касается проекта, о котором вы вспомнили, он действительно был успешен и создан для своего времени. Компания просуществовала 10 лет, с 2005 по 2015 год. Последние годы, торгуя на бирже, мы боролись с торговыми ботами, я в принципе понимал, что это и есть будущее, поэтому, без сожаления положил этот проект “на полку” и сфокусировался на других проектах.

— Сейчас вы сами занимаетесь созданием такого бота, верно? Правильно я понимаю, что вы фактически решили оцифровать сами себя и передать роботу-трейдеру свою логику принятия решений? Если честно, звучит страшновато, вспоминаются футуристические фильмы…

— Все верно. Автоматизация таких вещей — это уже наша реальность. Не нужно этого бояться, более того, это бесполезно. Наоборот, пора хорошенько подумать, что можно и нужно отдать на откуп ботам, а что оставить себе — таким образом, мы выиграем самое ценное для человека — время. Роботы уже убирают за нас квартиру, алгоритмы подбирают нам необходимые товары по прежним предпочтениям, во многих профессиях сейчас внедряются нейросети, которые делают рутинную однообразную работу, освобождая место для креатива и созидания. И это великолепно! Торги на бирже — это очень интересно и увлекательно, но тоже крадет время, тогда как правильно обученный бот вполне может сделать все расчеты и купить-продать нужные акции, нужно его только обучить. Чем я и занимаюсь.

— Нечто подобное вы создали для сферы недвижимости — я о программе для продвижения арендных предложений на Airbnb. Этот софт может подобрать такие настройки для каждого конкретного предложения, что простоя не будет вообще. Вы подняли загрузку квартир, выставляемых на сайте, с 70% почти до 100%.  Как вам это удалось?

— Для начала, я все же не стал бы сравнивать эти проекты, они похожи, наверное, только в одном: я делал их изначально для себя. В сферу недвижимости я “пришел” благодаря хорошим знакомым, которые попросили меня сдавать их квартиру в Майами, пока они в отъезде. Я разместил объявление, но быстро понял, что все работает совсем не так, как я это себе представлял. Квартира сдавалась из рук вон плохо, хотя предложение было отличное. Тогда я начал экспериментировать с настройками на сайте. И дело пошло. Софт, который впоследствии я создал со своей командой, решает проблему уже в автоматическом режиме: следит за сезонностью, регулирует цену в зависимости от спроса, добавляет или убирает дополнительные удобства и услуги, и так далее. Это то, чем мог бы заниматься человек или даже целый отдел, постоянно отслеживая ситуацию на рынке недвижимости и меняя настройки, а моя программа все это делает практически мгновенно.

— Для того, чтобы создавать такие продукты, нужна хорошая команда. Знаю, что на ваших проектах почти нет “текучки”, более того, от вас ни разу не уходили специалисты до окончательной сдачи продукта. Хотя это распространенная проблема в сфере ИТ, компании переманивают профи друг у друга. Как вы ее решили, чем мотивируете людей? И вообще, как набираете персонал?

— Что касается набора команды, я нашел лайфхак: у меня большой круг друзей и знакомых, и я через них нахожу специалиста высокого уровня для того, чтобы он мне помог нанять сильного спеца. Ну а дальше, когда ты наблюдаешь над тем, какие вопросы задает специалист специалисту, ты сразу можешь понять, кто есть кто. Вообще, каждая должность имеет свои критерии найма: сейлсзы, менеджеры, разработчики, сапорт и так далее.

Система мотивации тоже для разных категорий сотрудников — разная. У меня есть собственные методики, позволяющие мотивировать и удерживать специалистов. Если мы берем условных продавцов, то их главный мотив — это деньги. Но просто взвинтить зарплаты — стратегия неэффективная. Я поступаю так: захожу с двух сторон. Поощрение и наказание. Первые двое в списке будут бороться за первое место и премию. А значит, будут, что называется, “рыть землю”, чтобы обойти коллегу. Последние двое — конкурируют за то, чтобы не получить штраф, и тоже мотивированы, пускай иначе. Середина надолго там не задерживается, и два первых, и два последних лица часто меняются.

Что касается разработчиков, то на них эта схема не действует. Им проще уйти и найти другую работу, чем участвовать в каких-то забегах. Поэтому, во-первых, я всегда беру тех, кому близок продукт, который я собираюсь разрабатывать, близка идея. Это их мотивирует. А во-вторых, применяю модель “Золотые наручники”. Объясняю. Допустим, в среднем по рынку специалисту этого профиля платят 200 тысяч долларов в год. Я предлагаю 240. Но вот эти 40 “сверху” человек получит только в конце года, выполнив все задачи проекта. Остальное — как положено, ежемесячно. Нужно понимать, это не премия. Премия может быть, а может не быть, на нее обычно не рассчитывают, и она не мотивирует. Это — уже его деньги, он подписал договор, что столько получит. Мысленно их потратил. Поэтому, почти наверняка выполнит условия и отработает проект до конца. У меня действительно еще ни разу ни один ключевой специалист не ушел посреди проекта — метод работает.

— Интересно, что являясь работодателем, вы пишете статьи для соискателей и исполнителей работы. Как, например “5 советов продакту: как новичку стать рок-звездой для работодателя”, или “7 рекомендаций, которые помогут стать классным продакт-менеджером”. Почему именно эта тема?

— А кто, по-вашему, должен писать такие статьи, если не работодатель? А вообще, так как  лично являлся идеологом каждого из своих проектов и курировал их от начала и до конца, могу сказать, что продакт-менеджмент и есть то, в чем я разбираюсь лучше всего. Поэтому мой профессиональный интерес очевиден. В Фонде развития интернет инициатив, где я был трекером, я также занимался оценкой продуктов, отслеживал работу со стартапами и погрузился в тему еще более глубоко.

— Оценкой стартапов вы занимались не только в ФРИИ. Вы были судьей инвестиционного фонда “Агат”, Биржи стартапов, Союза организации бизнес ангелов, или СОБА. Какова была ваша роль — вы решали, дать денег конкретному проекту или нет? И какой проект запомнился вам больше всего?

— В “Агате” так и было: я состоял в комиссии, которая решала, кому из соискателей дать деньги, а кому отказать. На Бирже стартапов и в СОБА моей задачей было оценить проект и дать обратную связь: озвучить плюсы и минусы, перспективы, возможно, дать совет, куда обратиться и с кем связаться. Если в комиссии был заинтересованный инвестор — инвестировали сразу же. В целом, через мои руки прошло более 100 стартапов, со многими ребятами я до сих пор общаюсь, так что они и не забывались. Но самый крутой проект, с которым я работал, это CodeBreakers. В нем прекрасно все: идея, команда, и реализован он был на высшем уровне. Горжусь!

— Вы работали только со стартапами в сфере ИТ?

— Да, каждый предприниматель, как правило, работает в своей узкой сфере, в которой разбирается и получил большой опыт. У меня это мобильная разработка.

— Дайте совет тем, кто только начинает свой путь в этой области.

— Найдите хорошего аналитика и продакта, посмотрите видео или сходите на курсы к Илье Красинскому. Это самый крутой продуктолог и аналитик в России. А еще, не бойтесь! В современном мире даже самые на первый взгляд безумные идеи могут “выстрелить”. Даже больше скажу, чем “безумнее” на первый взгляд идея, тем больше я хочу ее реализовать, ведь это значит, что до меня такого не делал никто. Дерзайте!

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела