21 августа 2022, 12:07 | Автор: Вадим Ардов

Мария Цаканян: свое будущее я связываю с тренерской деятельностью в теннисном спорте

Мария Цаканян: свое будущее я связываю с тренерской деятельностью в теннисном спорте
фото:
Мария Цаканян родилась в семье профессиональных спортсменов. Поэтому вся ее жизнь связана со спортом, с российским теннисом, где она достигла определенных высот.

В 2013 году Цаканян стала мастером спорта России. За ней числится чемпионское звание во многих европейских, всероссийских и международного турнира ITF. Сейчас девушка преуспевает в карьере тренера по теннису.

Мария согласилась поделиться информацией и рассказать, почему теперь уделяет все свое время тренерской деятельности, и каких результатов уже достигли ее ученики.

— Вы родились в спортивной семье. Ваша мама – профессиональная гандболистка, а отец – мастер спорта по дзюдо. Почему их выбор пал именно на теннис?

— Все просто. Моя мама в юном возрасте увлекалась любительским теннисом. Этот вид спорта очень нравился и ей, и моему отцу. Поэтому выбор пал на теннис.

— Как влиял профессиональный спорт на ваше детство? Было ли у вас время на встречи и игры с друзьями, учебу? Как вы совмещали теннис и обычную жизнь?

— Любому ребенку, который занимается спортом профессионально, сложно совмещать тренировки с другими увлечениями. Поэтому из детства я практически ничего не помню. Все мои воспоминания заняты спортом. Школу я посещала до 8 класса стабильно. Потом, в связи с постоянными турнирами за рубежом, тренировками и разъездами, пришлось перейти на экстерн. Мои тренировки длились по 8 часов в день: с 8:00 до 12:00 и с 15:00 до 19:00. Тем не менее, я считаю, что это просто необходимо для того, чтобы преуспеть в профессиональном теннисе.

— Победа в каком турнире оказала на вас наибольшее влияние?

— Я всегда радовалась всем своим победам, но больше всего любила выступать на международных турнирах, представляя свою страну. Однако, самый значимый – это победа в американском  турнире EddieHerr (неофициальный чемпионат мира), так как конкуренция там была очень большая. После этого я получила много предложений из разных академий. Именно этот турнир вдохновил меня на большие победы. И уже в 14 лет я перешла во взрослый теннис.

Вы были членом сборной России по теннису. Как вы оцениваете влияние государства на формирование профессиональных спортсменов? Приходилось ли вам искать спонсоров из-за нехватки денег, или федерация в полной мере обеспечивала вас всем необходимым?

— До 14 лет я была в сборной. Там было много талантливых девочек. Поэтому смело можно заявить, что результаты их труда – это также влияние государства на формирование спортсменов. В России достаточно много успешных теннисистов, которые показывают отличные результаты как у себя в стране, так и за рубежом. Федерация тенниса отлично популизирует спорт в стране и увеличивает присутствие российских теннисистов на международной арене. Тем не менее, хочу заметить, что основное развитие тенниса происходит все же в Москве, а хотелось бы видеть подобную ситуацию и в регионах.

Когда у тебя хорошие результаты, спонсора найти не сложно. Конечно, мне поступали предложения. Но в тот момент у моей семьи была возможность спонсировать мои турниры и тренировки.

Почему вы решили прекратить профессиональную карьеру и уйти в тренерскую работу?

— Если честно, то я никогда не думала о тренерской деятельности. Так получилось, что на последнем моем турнире в Греции я получила травму. Была долгая реабилитация, большой перерыв в турнирах. А, как известно, самое сложное для спортсмена –  собрать себя в кучу после травмы, влиться в тренировочный режим, не потерять дух, настрой. У меня это получилось. Через 1,5 года после травмы мне предложили начать тренировать группу деток до 5 лет. Я попробовала и мне это понравилось. Уже после первого занятия мне стало понятно, что я очень хочу передать своим ученикам собственные знания и опыт. После этого я начала тренировать игроков всех возрастов, в том числе и молодых профессиональных спортсменов. Собственно так и начался мой тренерский пусть.

— Как в целом вы оцениваете свою карьеру профессионального теннисиста с точки зрения успеха? Не считаете ли вы, что не успели выполнить все задачи, которые ставили перед собой?

— Я достигла достаточно высоких результатов в юниорском теннисе, но уверена, если бы не травмы, я могла бы добиться большего! Конечно, не успела достичь всех своих целей, однако верю, что мои ученики добьются высоких результатов.

— Известно, что вы увлекаетесь конным спортом и танцами. Как появились эти увлечения?

Танцевать я люблю с раннего детства, а лошади и конный спорт мне всегда нравились. Грация и экипировка наездников всегда завораживает.

— Карьера любого теннисиста – это вечные разъезды. Нравилось ли вам путешествовать или из-за тенниса вы так и не смогли по-настоящему отдохнуть за границей?

— Я очень люблю путешествовать и здорово, что это является одним из преимуществ профессионального тенниса. Благодаря любимому спорту я посетила многие страны: Испанию, Израиль, Германию, Португалию, Турцию, Египет. Перечислять можно долго. График турнирного процесса весьма сжат, но благодаря моим родителям даже небольшое свободное время мы старались потратить на знакомство с городом и его достопримечательностями.

У вас огромный тренерский опыт с детьми. Почему вы выбрали именно это направление? Есть ли у вас ученики, которыми вы гордитесь больше всего?

— Я очень люблю детей: заниматься с ними и учить их тому, что знаю сама. Мои ученики активно участвуют в турнирной жизни города и края,  выезжают за пределы нашего округа и показывают там неплохие результаты. Трое из моих учеников вошли в состав сборной России.  Теннисисты, которых я спарринговала не один год, добились наилучших результатов в своей теннисной карьере и до сих пор показывают блестящие результаты. Одна из них выиграла сурдлимпийские игры и стала призером чемпионата мира.

— Какие сложности есть в тренерской работе с детьми? Как вы справляетесь с детскими истериками, как мотивируете своих учеников? Возникают ли у вас недопонимания с родителями своих учеников?

— Сложности в работе с детьми есть, но мне удавалось с ними справляться. Часто бывает ребенок приходит на тренировку без желания и интереса, по каким-то своим личным причинам. Главное на него не давить и ни в коем случае его не заставлять. Я старалась отвлечь и заинтересовать ребенка обычным диалогом и разными играми. Сталкивалась и с истериками у себя на тренировках. Если такое случалось, то я старалась переключить его внимание на что-то интересное.

За всю мою тренерскую карьеру ни разу не было недопонимания с родителями моих учеников. Они сразу показывали свое тепло, доверие и уважение ко мне и моему тренировочному процессу, я благодарна им за это. Также, с целью повышения уровня моей тренерской деятельности, я окончила магистратуру по специальности «семейное консультирование и психотерапия». Да, конечно не так часто встретишь тренера с магистерской степенью по психологии, но я считаю, что это поможет и помогает находить более правильный подход к юным ученикам и более результативно их мотивировать.

— Как вы оцениваете развитие детского тенниса в России? Есть ли какие-то отличия российской школы тенниса от американской?

 — Теннис в России достаточно популярен: хватает как талантливых игроков, так и тренеров. Правда, существует нехватка развитой теннисной инфраструктуры. Тем не менее, детей и их родителей вдохновляет большое количество известных российских теннисистов. Только мой город дал миру таких известных теннисистов, как Мария Шарапова, Елена Веснина, Евгений Кафельников.

Если сравнивать с США, то там теннис любят больше в масштабе всей страны. У них огромное количество кортов, которые есть почти в каждом районе, и теннисных академий. Все доступно для местных жителей и бесплатно. Университеты мотивируют детей и подростков заниматься теннисом за счет того, что предоставляют приоритет в поступлении, спонсируют обучение и спортивные расходы. Многие академии признаны на международном уровне и игроки со всего мира приезжают на тренировочные сборы.

Если говорить о детском теннисе, то мне очень нравятся тренировки по американской системе 10-S. Детей до 10 лет я тренирую именно по этой программе.

— Есть ли какие-то моменты в тренерской работе в России, которые лично вы хотели бы изменить?

— В России много талантливых тренеров. Самое главное — верить в своего ученика и идти к одной цели. Единственное, что хотелось бы изменить, это сделать корты более доступными для населения, как в финансовом плане, так и в количестве кортов.

— Поговорим немного о современных реалиях российского тенниса. После начала СВО многие спортивные организации ограничили или отменили возможность участия российских спортсменов. Как вы считаете, почему теннисные федерации не пошли на этот шаг?

— В теннисе достаточно российских звезд и они занимают одни из топовых позиций. Наших теннисистов любит публика и всегда с удовольствием следит за их играми. Также немаловажно то, что спортсмены очень сплоченные и многие иностранные теннисисты вступились за российских коллег. Мужская и женская ассоциации теннисных игроков (ATP, WTA) оказали значительную поддержку российским спортсменам.

Безусловно, спорт должен быть вне политики. Как профессиональный теннисист, я конечно рада, что российским теннисистам дают возможность выступать, но огорчает то, что все же имеются ограничения. Как пример, они обязаны выступать под нейтральным флагом. Тем не менее, даже при текущих ограничениях, наши ребята показывают замечательные результаты.

— Многие эксперты утверждают, что сейчас идет рассвет российского тенниса, у нас в стране появилось множество талантливых спортсменов. За карьерой каких теннисистов вы наблюдаете больше всего?

 — Да, так и есть. Я стараюсь следить за многими теннисистами. Но чаще всего наблюдаю за теми ребятами, с кем когда-то играла вместе в туре. Такие теннисисты как: Дарья Касаткина, Андрей Рублев, Даниил Медведев, Арина Сабаленка, Карен Хачанов. Интересно наблюдать за их игрой и карьерным ростом.

— Какие планы у вас на будущее? Будете ли вы продолжать тренерскую работу или хотите посвятить себя другим занятиям?

— Я буду продолжать тренерскую деятельность, и свое будущее полностью связываю с этим направлением. Мне нравится тренировать детей, заниматься спаррингом играющих теннисистов. К тому же, мне уже несколько раз поступало достаточно предложений от академий во Флориде и Калифорнии.

— У вас есть ребенок. Пойдет ли он по стопам мамы, или вы не хотите, чтобы ваш ребенок связывал свою жизнь с теннисом?

 — Своему ребенку я уже купила теннисную ракетку, когда еще беременная ходила. То, что она будет уметь играть в теннис, это точно! Возможно даже за какой-нибудь университет, а вот решит она заниматься профессионально или нет, это будет только ее выбор. Мы, как родители, поддержим любое ее решение.

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела