22 февраля 2023, 18:58 | Автор: Вадим Ардов

Анна Троцевская: «Мне приходится заставлять родителей хвалить собственных детей»

Анна Троцевская: «Мне приходится заставлять родителей хвалить собственных детей»
фото:
Она работает в маленьком провинциальном городе, но уже стала известна на российском и мировом уровне. А ее методикой преподавания восхищаются и ученики, и их родители.

О сложностях профессии учителя, современном образовании и профессиональном признании мы поговорили с преподавателем английского языка, основателем «Студии английского языка Анны Троцевской», членом жюри международной премии Best Business Awards Анной Троцевской.

— Анна, расскажите, почему Вы решили стать педагогом? Сейчас это не самая популярная профессия

— Дело в том, что я из семьи учителей. Дяди, тети, бабушки, дедушки — все были педагогами, причем самыми известными в своих городах и поселках.

Я с детства любила английский, поэтому после школы поступила в Самарский государственный педагогический университет Институт иностранных языков. А после 4 курса, когда я пришла на практику в школу, окончательно влюбилась в преподавание! Мне хотелось показать детям, что мой предмет не сложный, а интересный. И самое главное — открывает им все дороги, позволяет узнать наш огромный, удивительный мир! После окончания университета я начала работать в самой лучшей школе в Самаре  — №176, а затем продолжила свой профессиональный путь в сильнейшей школе в Кинеле — №2. Я получала огромное удовольствие от своего дела и каждый день летела на крыльях счастья к ученикам!

— А как Вы начали работать с дошкольниками?

— Когда я была в декрете, мне поступило предложение о работе в новом садике «Город Детства». Его директор вкладывала в него всю душу, и мечтала, чтобы малыши с самых ранних лет учили язык. Причем важно было сделать не отдельный кружок, какие-то разовые занятия. Задача была, чтобы ребята говорили на английском в течение всего дня, постоянно слышали язык, использовали его.

Конечно, первое время пришлось нелегко. У работы с детьми от 2 до 6 лет своя специфика, к такому нас не готовили в университете. Самое главное при обучение малышей — это заинтересовать их! Также важно понимать, что в таком возрасте для них ты не только учитель, но и воспитатель, аниматор. Моя задача — не только донести знания,  но и, например, взять на ручки и вытереть слезы, потому что мама только что ушла.

В результате я составила специальную подробную программу для работы с малышами, по которой стали вести занятия и другие педагоги в «Городе детства». Более того, коллеги из других учебных учреждений тоже часто обращаются за советами, просят поделиться профессиональными разработками.

В «Городе детства» я проработала 5 лет. И горжусь тем, что сотни наших детей с самых юных лет освоили английский. Теперь им легко этот предмет дается в школе, и самое главное — они могут использовать знания в каких-то зарубежных поездках. Бывает, что семья едет в отпуск за границу, и только ребенок может пообщаться на английском с менеджером в отеле или с официантом в кафе. Также очень часто слышу от репетиторов, которые готовят детей к экзаменам: «Сразу видно, что это ребенок из «Города детства!» И для меня это лучшая похвала!

— А с какими профессиональными сложностями Вы сталкивались и как смогли их преодолеть?

— Думаю, в современном российском образовании две основные проблемы. Первая — это критический подход к обучению со стороны многих учителей и родителей. У нас принято ругать детей за любые ошибки, причем это может делаться даже публично. У нас часто переходят «на личности». Если ребенок получил плохую оценку, его могут обозвать, сказать, что они ничего в жизни не добьется и будет потом дворы подметать. А вот хвалить практически никто не умеет.

У меня совершенно другой подход в преподавании, я использую «метод зеленой ручки». Т.е. когда ребенок выполнил какое-то задание, я акцентирую внимание не на ошибках, а на том, что получилось хорошо. Так дети получают мотивацию к дальнейшей учебе.

Кроме того, я очень много внимания уделяю работе с родителями. Встречаюсь с ними, общаюсь, иногда звоню домой и прошу похвалить их ребенка. Объясняю, почему это важно. Такого же принципа я придерживаюсь и при воспитании своих детей. Например, если дочка получила тройку по математике, я не корю ее. Наоборот, говорю, что горжусь! Это же такой сложный предмет, а она сделала все задания самостоятельно, без моей подсказки. Это же огромное достижение! А что будет, если она будет больше времени уделять подготовке или мы наймем ей репетитора! Ого-го!

Вторая проблема, которая вытекает из неправильного поведения некоторых учителей и родителей, это нежелание детей учиться. Предмет им кажется сложным, они боятся, что их будут ругать, и вообще не понимают, зачем им это нужно.

Конечно, накладывает отпечаток еще то, что я живу и работаю в маленьком городе. Население Кинеля всего около 300 тысяч человек, многие живут небогато, никуда не ездят, ничего, помимо работы и дома, не видят. Поэтому я считаю своей миссией донести до детей, что английский и вообще образование открывает перед ними огромный мир! Они могут путешествовать, свободно общаться с людьми из разных стран, увидеть много интересных мест. Они могут поступить в самые престижные российские вузы, например, МГУ, ВШЭ, РГГУ, могут потом построить успешную карьеру в столице. А еще могут выиграть стипендию и уехать учиться за границу и найти себе работу за рубежом. Реально все!

— Я знаю, что Вы создали учебные пособия для детей, которые получили высокую оценку от экспертов в сфере преподавания. Расскажите о них подробнее

— Началось все с того, что я каждому ребенку делала тетрадку, где индивидуально для него писала различные слова и правила, рисовала картинки. Потом листы обрели цифровой формат, я сделала для учеников папку с полезными материалами. И это оказалось очень эффективно! Малышам гораздо удобнее пользоваться отдельными листами в папке, чем учебниками или брошюрами.

Вы, наверное, замечали, что дети часто вырывают страницы из книжек. Дело в том, что воспринимать каждый лист по отдельности им удобнее,  чем вместе, можно подробнее рассмотреть, потрогать, понюхать (улыбается). Поэтому папками мы до сих пор успешно пользуемся.

Но, помимо этого, я решила еще сделать пособие для детей и сборник правил по грамматике. Здесь нет сложных правил, которые написаны взрослыми и для взрослых. Зато много рисунков и стрелочек. А еще я активно использую передачу информации с помощью цвета, например, для каждого правила используются свои цвета. И даже таблица неправильных глаголов у меня выглядит не страшно, а весело! Сейчас это пособие уже используется во многих учебных заведениях России.

— А почему Вы решили открыть собственную студию?

—  Cтановиться предпринимателем я не планировала. Но родители моих учеников стали мне часто это предлагать и говорить о том, что я должна помочь с английским как можно большему количеству детей.

Это было шесть лет назад, у меня тогда был очень тяжелый жизненный этап, я переживала развод, осталась с маленькими детьми на улице, мама проходила лечение от онкологии, у меня самой на нервной почве начались проблемы со здоровьем. Поэтому я зацепилась за идею со своей студией как за спасательный круг! В первую смену я работала в детском саду, а вечером мчалась обустраивать свой центр! Бизнес помог мне отвлечься от своих проблем, я начала хорошо зарабатывать, смогла решить жилищные проблемы. Сейчас мы живем с детьми в своем двухэтажном доме, у каждого из них своя комната. Это то, о чем они мечтали, когда мы втроем ютились в комнатушке 8 кв.м. и спали на одном диване.

Но самое главное — у меня появились единомышленники, учителя со схожими взглядами на преподавание и новые довольные ученики и их родители! Я стала чувствовать себя нужной людям, и мне еще больше хотелось отдавать и делиться знаниями.

Сейчас в моей студии «Студии английского языка Анны Троцевской» обучается около 100 человек, это дети с 3 лет и взрослые. Причем одной из моих студенток — 68 лет! Надо сказать, что преподавать иностранные языки пожилым людям — еще сложнее, чем детям. Малыши, хоть и часто отвлекаются, но быстро все запоминают. А с представителями старшего поколения приходится больше времени уделять повторению материала. Возможно, в будущем я создам отдельное пособие и для работы с людьми  возраста 60+.

— Какими своими достижениями Вы гордитесь?

— Самое главное достижение для меня как для преподавателя — это то, что мои дети сдают экзамены и поступают в ведущие вузы! Причем не только в Самару и Самарскую область, но в Санкт-Петербург, Москву и даже за границу. Давать знания на таком высоком уровне, чтобы ребенок из маленького города мог конкурировать с выпускниками столичных школ, это дорого стоит!

Также я рада, что с развитием онлайн технологий, мы можем заниматься с учениками не только из своего города, но со всей страны и даже мира! Среди моих студентов есть люди, которые живут за границей, например, в США, но не достаточно хорошо знают язык и хотят повысить свой уровень. И меня  рекомендуют как лучшего специалиста в этой сфере!

Кроме того, мне приятно, чтоб работа нашей студии в целом изменила представление детей об обучении английскому. Если раньше родители приводили своих малышей, то сейчас многие ребята записываются самостоятельно! Они слышали от друзей, на сколько уроки увлекательные и как они могут быть полезны в жизни.

— Я знаю, что в прошлом году Вас пригласили в качестве члена жюри на Международную премию Best Business Awards. Расскажите об этом подробнее

— Да, это был потрясающий опыт! И самое главное — неожиданный! Так получилось, что сразу несколько моих учеников и коллег порекомендовали меня организатору премии, поэтому меня пригласили в качестве судьи в категории «Бизнес в сфере образования». Это была огромная честь и огромная ответственность для меня!

В общей сложности я отсмотрела и выставила оценки около 300 конкурсантам из этого сегмента. Я внимательно изучала эссе от владельцев онлайн и оффлайн школ, репетиторов, авторов курсов и марафонов. Участники были из 28 стран мира! Я как профессиональный педагог обращала внимание не только на бизнес результаты конкурсантов, но и на методику их преподавания, подход к обучению, отзывы учеников. Было также очень интересно узнать больше об особенностях преподавания в других странах, я даже для себя отметила несколько важных моментов.

Опыт в качестве судьи вдохновил и меня саму участвовать в профессиональных конкурсах. В этом году я уже подала заявки в рамках международных премий Successful Ladies Awards и Best Business Awards. Надеюсь, что члены жюри высоко оценят мои достижения в сфере образования.

— Какие цели Вы сейчас перед собой ставите?

— Я хочу принципиально поменять методику преподавания английского языка в школах и детских садах. Планирую сделать курсы для учителей в формате брэйншторминг, где мы сможем обмениваться опытом, впечатлениями, создавать новые методики и образовательные продукты. Также сейчас работаю над тем, чтобы мои учебные пособия начали еще более широко применяться по всей России и в странах СНГ.

Кроме того, до пандемии мы организовывали выезды детей на обучение за границу — в Великобританию, Италию, Чехию. Причем ученикам из малообеспеченных семей студия оказывала спонсорскую поддержку. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем к этому не только вернуться, но и расширить географию. Хочу, чтобы дети также смогли увидеть США, Мальту, Австралию, ЮАР и другие страны.

А еще я продолжаю повышать свою квалификацию как лингвиста и сейчас учу третий язык  — испанский!

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела