Анализ зубов древних людей подсказал, как избежать кариеса

Опубликовано 20.02.13 14:45 Анализ зубов древних людей подсказал, как избежать кариеса

Ученые уверены, что зубы современных людей оказались в серьезной опасности.

Кариес - сегодня одно из самых распространенных зубных заболеваний в мире. А провоцируют его бактерии, обитающие во рту. Группа экспертов под руководством Центра древней ДНК Университета Аделаиды впервые изучила связь между наличием бактерий в ротовой полости и переменами в образе жизни человечества за последние несколько тысяч лет. Результаты этой работы опубликованы в февральском номере Nature Genetics, на них ссылается портал Med-портал.

По словам судэрфс авторов работы, получить сведения о микрофлоре полости рта людей различных эпох им помогли зубные камни, "сохранившие детализированную генетическую информацию о составе микробиома". Для этого исследователи провели секвенирование обнаруженной в зубных отложениях 34 скелетов бактериальной ДНК.

Оказалось, что состав микробиома ротовой полости два раза значительно менялся. Первый раз это произошло в эпоху неолита (около 10 000 лет до н.э.) при появлении земледельчества, второй раз – в связи с промышленной революцией – около 150 лет назад. Каждое значительное изменение рациона питания приводило к снижению разнообразия микробиома полости рта, в результате чего в нем стали доминировать вызывающие кариес микроорганизмы. Это, в свою очередь, стало причиной роста заболеваний ротовой полости.

"Ротовая полость современного человека находится в перманентном состоянии болезни", - так прокомментировал свое открытие один из руководителей исследования, профессор Алан Купер (Alan Cooper) из австралийского Университета Аделаиды (University of Adelaide).

В итоге ученые пришли к выводу, что именно включение в рацион углеводов - сахара и муки - изменило бактериальный фон во рту: в нем стали преобладать микроорганизмы, вызывающие кариес, пишет "Российская газета".

Дело в том, что зубная эмаль, на 96% состоящая из минералов, "боится" кислот. А бактерии, вызывающие кариес, все являются кислотообразующими - в основном, это стрептококки (Streptococcus mutans, Streptococcus viridans, Str. sanguis и другие). Они активно участвуют в процессе формирования зубного налета и деминерализации эмали.