06 февраля 2012, 21:57 | Автор: Иван Рутов

Эпоха парадоксов

Эпоха парадоксов
фото:
Население планеты растет, а доля развитых стран в нем уменьшается и будет уменьшаться.

Леонид Сергеевич Васильев — доктор исторических наук, ординарный профессор национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий лабораторией исторических исследований НИУ ВШЭ.



В арабских странах – взрыв массового недовольства. Это одна из форм давления Востока на Запад.


Двадцатый век отличался рекордным – почти вчетверо, с 1,6 до 6,2–6,4 млрд., – ростом числа населяющих планету людей. И это несмотря на две мировые войны, чудовищные по объему уничтоженного мирного населения массовые репрессии в некоторых, прежде всего тоталитарных странах.


Как завещали Мальтус и Дарвин


Роль войн и бедствий в истории человечества вписывается в открытые Дарвином законы, всеми признанные применительно к миру живого, но стыдливо замалчиваемые, когда речь заходит о мире людей. Между тем со времен фактического родоначальника демографии Томаса Мальтуса специалистам стало вполне ясно, что чрезмерный рост народонаселения мог быть пресечен лишь несчастьями типа войн, эпидемий, неурожаев. И если не придираться к используемым в мальтузианстве цепям возрастания числа людей и явного отставания от этого темпов роста производства пищи (геометрическая и арифметическая прогрессии соответственно), не забывая к тому же и о принципиальном ограничении невозобновляемых ресурсов, то окажется, что оба они, Мальтус и Дарвин, – пусть каждый по-своему, – смотрели, увы, в корень.


В нашем веке неудержимый рост продолжается, причем на 90% (если не больше) он, как и в ХХ столетии, идет за счет отсталых и более или менее бедных общностей. Именно тех, что в прошлом если и не вымирали, то, во всяком случае, не имели шансов в достаточном количестве выживать. Но в середине ХХ века, после триумфа буржуазной либеральной демократии, гуманистически настроенный западный мир, следуя бессмертной формуле Антуана де Сент-Экзюпери («мы в ответе за тех, кого приручили»), открыл свои закрома и банки для того, чтобы помогать миру вне Запада, и вместе с тем (это стоит особо принять во внимание) решительно отказался от колониального вмешательства в его внутренние дела. Мир вне Запада вздохнул полной грудью, но, не будучи в достаточной мере приспособлен к ответственному самостоятельному существованию, начал резко возрастать.


ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела