25 ноября 2010, 23:49 | Автор: Иван Рутов

Дочь Нины Руслановой: «Поклонники дарили маме банки с черной икрой»

Дочь Нины Руслановой: «Поклонники дарили маме банки с черной икрой»
фото:
Олеся Рудакова рассказала о том, как отметят 65-летие актрисы, как им помогал Михалков и затапливали соседи.

— Все героини Нины Ивановны простые, бесхитростные. Говорят, что и она сама такая — это правда?


— Да, вот какой вы видите ее на экране, такая она и в жизни. Разница между мамой там и там только в костюме, который на нее надет, и в гриме. Сказать, что она когда-то не погружалась в роль, нельзя. Она всегда проживает свою роль на 100 процентов, если не на 200! У нее такой же темперамент, как у многих ее героинь: она простая, не умеет хитрить. Но у нее в то же время и характер где-то боевой, а где-то даже буйный.


— А какая она чаще дома?


— Хорошая! Я предвзятый судья, потому что она для меня — самая лучшая в мире мама. Да, может и по столу кулаком стукнуть, но так же может и пожалеть. Она очень веселая, всегда шутит.


— Если бы ее вдруг затопили соседи…


— … (со смехом) вы не поверите, но нас регулярно затапливают соседи! Регулярно! Но она на это никак не реагирует. Уже никак. Потому что практически каждый год так происходит. И, слава богу, что не зимой и не ночью. А мама как увидит это, только руками разводит: «Да сколько ж можно?!». Просто берет и спокойно делает ремонт. Правда, у нас хорошие соседи, в том смысле, что они если затопят, то обязательно придут сами, повинятся и будут пытаться этот вопрос уладить.


— А с чиновниками мама может поругаться?


— Нет. Она не пойдет никогда ни просить, ни ругаться. Не потому, что гордая, а потому, что я пойду устранять несправедливость. Все же стараемся беречь ее, нервы мамины дороже стоят.


— Вы же по-прежнему живете в квартире над Щукинским училищем?


— Она — да, а я — нет. Мы с мужем живем отдельно от нее.


— Чем занимается ваш муж Сергей?


— Отделочными материалами.


— О! Вот к кому, наверное, Нина Ивановна обращается всякий раз, когда нужно делать ремонт?


— Это точно (смеется)! Без зятя не обходится.


— Какая Нина Ивановна теща?


— Вопрос не ко мне. Она отнеслась к моему выбору так: не мне жить, тебе, ты, дочь, смотри, кого выбираешь. Не было такого знакомства за накрытым столом, как это бывает. Я представила ей жениха, когда он заехал за нами на съемки. У меня тогда машина сломалась — вот он и забрал нас с мамой. Поздоровались они тогда — и все. Ну теперь, конечно, общаются по-семейному, все нормально.


— Вы — ее агент? Часто бываете вместе с ней на площадке?


— Да. Я, правда, не так давно исполняю эту роль, но в последние годы все время сопровождаю маму, езжу с ней на съемочную площадку.


— Олеся, у вас как-то был и свой бизнес — кафе…


— Да, было, но я этим уже не занимаюсь.


— Вы несколько раз снимались с мамой — когда-то в детстве, например, в картине «Хлеб — имя существительное», а когда выросли — в боевике «Ка-ка-ду»… Какая она партнерша на площадке?


— Она всегда и везде остается моей мамой — заботливой и любящей. А потом уже партнершей или еще кем-то.


— На что Нина Ивановна вас в жизни ориентировала?


— Ни на что конкретное. Она не настраивала меня ни чтобы я хорошо вышла замуж, ни чтобы обязательно была отличницей. Мама спокойно относилась к моей учебе, и она никогда не настаивала, чтобы я кем-то стала. Хотела меня видеть актрисой, но давала всегда свободу выбора, за что я ей благодарна. Она вообще не диктатор по натуре. А я вот актрисой стать не захотела. У меня слишком гениальная мама, чтобы появилась вторая актриса Русланова. Лучше нее я едва ли стала бы, а хуже — не имею права. И потом я слишком хорошо знаю, насколько это тяжелый путь: с раннего детства я всегда сопровождала маму — во всех ее командировках, на всех съемках. Навидавшись, понимала, как сложно построить семью популярной актрисе, а я очень хотела свою семью. В поездках мы жили и в ужасных гостиницах без воды и много времени проводили в поездах, самолетах, машинах. Я выросла в полевых условиях. До определенного возраста для ребенка это весело, а потом становится тяжело. Не бываешь на одном месте больше месяца.


— Как же решался вопрос со школой?


— Да как придется! Иногда по тому месту, куда мы приезжали, а иногда давали задания учителя в московской школе, и я занималась сама. Но друзья со школы у меня остались. Даже из двух московских школ, потому что в разъездах, когда я всего посещала там по несколько уроков, подружиться невозможно.


— Чем Нина Ивановна живет сейчас?


— Прежде всего внуком. В данный момент у нее перерыв в съемках. С тех пор, как родился Костик (первого внука Олеся подарила маме в октябре прошлого года. — Авт.), она старается как можно больше времени быть дома.


— Во что они с Костиком играют?


— Насколько я знаю, она читает ему свои сказки. Но у них такие сугубо личные отношения… Я стараюсь в них не лезть. У сына вообще все самое интересное как раз происходит. Всюду ему нужно залезть, все посмотреть… Еще не разговаривает так, чтобы его понимать. По-своему давно лепечет, но мы пока не понимаем. Если говорит: «Ма-ма», то это значит «мое», неосмысленно пока произносит и «папа».


— Вы когда рожали Костика, то Нина Ивановна, небось, сразу примчалась в роддом?


— Нет, я такой человек, что в ответственные моменты хочу быть одна, сама справляться стараюсь. Всем запретила ко мне приезжать… Меня из роддома забирал муж, я сказала, что если увижу целый свадебный кортеж, то вообще не выйду! Конечно, мама хотела сразу же примчаться, но я позволила ей прийти только через день, когда уже в себя пришла окончательно. Показала! Теперь она растворилась во внуке — свои игры, свои песни.


— То есть няня не нужна?


— Нет, нужна! Потому что бабушки это бабушки. Они Костю чрезмерно балуют. Я стараюсь не оставлять надолго сына с мамой, хотя мне и нелегко дается такое решение.


— Можно ли где-то прочесть сказки Нины Ивановны?


— Нет. Свои произведения мама не издает, все в стол пишет. Почему не издает, не знаю, об этом разговор не заходил. Но, наверное, хочет оставить их в своем личном пространстве. Ведь все они — об отношениях, о жизни.


— Совсем скоро у вашей мамы — юбилей. Как будете отмечать?


— Мама не любит свой день рождения, потому отмечать будем в узком семейном кругу. Обычно на ее дни рождения все, кто в Москве, всегда приезжают. Мой папа (о мужчинах Руслановой известно очень мало, одни говорят, что она несколько раз жила в гражданском браке, другие — что и официально замужем была, а дочь родила от мужа Геннадия Рудакова, который в лихие 90-е занимался бизнесом. — Авт.) всегда поздравляет. Кроме того, ее нынешний муж и несколько самых близких подруг. Всегда все происходит спонтанно. Она ведь не только отметины не любит, но и сам процесс подготовки. Мама вечно не собирается отмечать день рождения, но всегда те, кто считает нужным, сами приходят поздравить. Ну а раз люди пришли, то мама не может не угостить. И вообще, для гостей готовлю чаще я, чем она.


— Какие подарки особенно радуют Нину Ивановну?


— Ой, любые. Она действительно из тех людей, кто ценит внимание, а не стоимость подарков, не избалована дорогими вещами. Я уже придумала, что буду дарить, но не скажу, готовлю сюрприз.


— А с кем мама из коллег дружит?


— С Таней Догилевой. Я точно не знаю историю их дружбы, но, по-моему, она началась с момента съемок фильма «Афганский излом». Татьяна бывала у нас дома… Знаю, она обязательно позвонит маме в день юбилея, поздравит, но вот приедет ли? Они обе довольно занятые дамы, и Догилева растит дочь (Катю, от бывшего мужа, писателя Михаила Мишина. — Авт.), у которой сейчас сложный подростковый период. Потому они с мамой не так часто встречаются, зато созваниваются.


— Если бы в семье Руслановой случилась большая проблема, кто из коллег пришел бы на помощь?


— Не знаю… Потому что мама, если что-то случается, никогда сама ни к кому обращаться не будет. Правда, бывали, конечно, в жизни неприятности, и когда о них каким-то образом узнавал Никита Сергеевич Михалков, то сразу приходил к нам на помощь. Хотя я не могу сказать, что он — близкий друг нашей семьи. Но он достаточно часто помогал маме.


— А какая Русланова-старшая хозяйка — сама что любит готовить?


— Борщ украинский. Но это одно из самых «долгих» блюд в ее хозяйском «ассортименте». Потому что мама не любит долго стоять у плиты. Исключением также являются ее фирменные пирожки с капустой. Мы все их любим и просим испечь.


— Как она предпочитает отдыхать?


— Дома! Она же часто ездит по работе, потому поездками ее не прельстишь. Но отдохнет не за домашними делами или просмотром телевизора, а за разгадыванием кроссвордов. Вот за ними может сидеть часами — журнал за журналом! Целый день.


— Как Нина Ивановна борется с популярностью — поклонники же наверняка осаждают?


— На этот счет у мамы уже даже стиль выработался свой. Она всегда носит шляпы, шапки и даже летом — какие-то головные уборы. А еще у нее не очень хорошее зрение, потому мама носит очки. И в таком виде — головной убор до носа, а потом очки, — ее узнать сложно. Хотя все равно узнают, но сильно не надоедают, и она старается быстренько ретироваться. Больших, в смысле, дорогих подарков я от поклонников не помню, если и вручали, то меня в тот момент не было с ней рядом. А вот небольшие, но все равно от чистого сердца — это да. У нас дома всегда была целая батарея из баночек с закрутками: то варенье, то огурцы по каким-то особым рецептам. Бывало, что яблоки ящиками прямо передавали. А в советские времена с севера банки с черной икрой даже присылали.


— Для внука ничего поклонники не передают?


— Пока нет. Мы же стараемся вести достаточно закрытый образ жизни, и я очень берегу своего сына — ему еще рано на публику.


— Что Нина Ивановна любит выращивать на даче?


— Зелень, петрушку, лук, морковь… Мама там отдыхает. И хотя врачи ей не особо рекомендовали такой труд (в этом году Нина Ивановна пережила инсульт. — Авт.), она любит покопаться в земле. Так что в какой-то мере борщ варим из того, что вырастила мама.


— Как-то ваша мама сказала о себе, что она очень суеверная…


— Да, она действительно суеверная, а еще часто ходит в церковь. У нее свои актерские приметы, в которые свято верит. И в народные тоже. Если птица в дом залетает, то она считает, что это к беде, а если соль просыпать, то к ссоре. Думаю, это не раз подтверждалось, если она в это верит.


— Она бывает на своей родине, в Харькове? Там остались какие-то друзья, связи?


— Нет, в Харькове она бывает только с гастролями, там уже никого из близких ей людей нет. С Украиной у нее связано, конечно, много воспоминаний. У мамы есть друзья в Одессе. Мое детство летом часто проходило в Одессе. Не знаю, как сейчас, но когда-то — я не была там больше 10 лет — это был очень красивый город и очень-очень добрый, я его помню только таким. Мы и у друзей останавливались, и в гостинице. Теперь они созваниваются, но видятся только когда у мамы съемки там проходят.


— В сериале «Марш Турецкого» она исполнила роль начальника следственного отдела МУРа, и в финале ее машина падает вниз. Ездила и в «Зимней вишне»… А вообще она водит машину?


— Раньше мама водила, сейчас нет. Последняя модель, на которой ездила, «Ауди». Но она спокойный и боязливый водитель. Лучше пропустит кого-то, чем резко нажмет на газ. А перестала водить, потому что намного опаснее в последнее время стало на дорогах. Москва просто запружена машинами…


— На чем же она ездит, на метро?


— Нет, конечно. Ее возят. Если бывает на даче, то она и сейчас может сесть за руль и проехаться, например, до магазина. А в метро она уже лет 20 не спускалась.


— В отличие от многих своих коллег Нина Ивановна играет нынче в различных второстепенных ролях в современных сериалах. Например, в «Папиных дочках» она сыграла довольно вредную бабулю. В жизни может пойти на вредность, подковырнуть?


— Да, моя мама в принципе проще смотрит на сериалы. Чем ее зацепила именно роль в «Папиных дочках», не знаю. Но на вредность она едва ли пойдет. Ни подкалывать, ни язвить она не будет. Скорее просто перестанет общаться с человеком, который ее обидел.


— Какая картина из последних ее волновала больше всего и почему?


— Возможно, это картина, которая сейчас в процессе монтажа — полнометражный фильм Смирнова (режиссер, снявший «Белорусский вокзал». — Авт.) «Жила-была баба». Это рабочее название. Но она гордилась этой ролью и радовалась, когда он ей предложил. Там развивается действие периода начала прошлого века, когда были красные и белые, и когда коммунисты завоевывали страну. Рассказывается, как уничтожали людей, как призывали их в колхозы. Эпоха ей близка, в фильме все же затронут исторический пласт. У нее там роль обыкновенной русской женщины — простой, как и многие ее героини. Не могу раскрывать все карты — фильм еще не вышел. Но там нет драк, секса, нет большого количества спецэффектов. Да и у Андрея Сергеевича она хотела играть. Он старой закалки, и такая же у него команда. У вас есть прекрасный режиссер Кира Муратова, которая снимает некоммерческое кино…


— Да и ваша мама с ней прекрасно дружит много лет.


— Да. Так вот за то, что коммерческий успех у Киры Георгиевны не стоит на первом месте, а снимает она для души и сама вкладывает душу, мама ее и любит. Пускай оно и не для всех, но ценители понимают, что к чему. К сожалению, не думаю, что мамина последняя картина будет интересна молодому поколению.


— Какие вообще роли стали для нее судьбоносными?


— Наверное, в фильмах «Цыган», «Зимняя вишня» и «Завтра была война» — это то, что народу понравилось. И мама благодаря им стала узнаваема. Но это не значит, что сама мама считает их величайшими для себя. Вот разве что в «Завтра была война» — там да, сильная роль. Она считает судьбоносным фильм «Короткие встречи» (1969 года, первая роль Руслановой, когда ее заметила Муратова. — Авт.).


— Нина Ивановна как-то говаривала, что в душе очень переживает за страну… Что ее в этом плане сейчас волнует?


— Ее нестабильность волнует — вот кто скажет, каким будет завтра курс доллара, насколько опять взлетят цены… Что будет завтра в стране — вот об этом она говорила. Новости смотрит регулярно, из телевизора обо всем и узнает.


В ТЕАТРАЛЬНЫЙ — ИЗ ШТУКАТУРОВ


Имя: Нина Русланова
Родилась: 5 декабря 1945 в Богодухове (Харьковская обл.)
Карьера: народная артистка России


В конце зимы 1946 года в Богодухове была найдена двухмесячная девочка, ее определили в детский дом. Фамилию Русланова дала ей инспектор детских домов Харьковской области. До своего совершеннолетия Нина сменила пять детских домов, окончила строительное училище по специальности «штукатур», затем поступила в Харьковский театральный институт, где проучилась один курс. Уехав из Украины в Москву, поступила и в 1969 году окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1969 — актриса Театра им. Евгения Вахтангова, в 1985—1988 — Театра им. В. Маяковского. Снимается в кино с 1967 года, ее фильмография давно перевалила за сотню. Снималась в таких фильмах, как «Тени исчезают в полдень», «Собачье сердце» и т.д. О личном не распространяется, потому известно лишь, что Нина Ивановна и сейчас любима гражданским мужем. Олеся — единственная и горячо любимая дочь Руслановой, а теперь есть еще одна отрада — годовалый внук

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела