21 марта 2014, 03:30 | Автор: Иван Рутов

Николай Сванидзе: "Санкции заставят Россию создать осажденную крепость в ущерб россиянам"

Николай Сванидзе: "Санкции заставят Россию создать осажденную крепость в ущерб россиянам"
фото:
Поскольку из-за вводимых санкций по Крыму Россия оказывается в положении, которое так или иначе можно назвать изоляцией (мы пока не знаем, в какой мере жесткой будет изоляция, но в какой-то мере она случится), то будет ужесточаться её, России, внутренняя политика.
Никита Смагин
 
Санкции заставят Россию создать «осажденную крепость», из-за чего, естественно, пострадают — и мы уже видим, что это происходит — все россияне, наши граждане, в частности, их конституционные права, право на получение информации, — прокомментировал последствия референдума о присоединении Крыма к России (около 95,5% избирателей — «за», 3,5% — «против» при явке около 82%) и введения санкций США и ЕС по отношению к представителям российских властей «Собеседник.ру» член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, историк и тележурналист Николай Сванидзе.
 
— Крым, похоже, вот-вот войдет в сферу прямого Российского влияния. Николай Карлович, у вас сложилось мнение о том, чем все-таки был обусловлен такой резкий поворот в политике России в отношении Украины?
 
— Это большой вопрос. Мне кажется, это было связано с ощущением президента Путина, что проиграна политическая украинская партия после Майдана, после бегства Януковича, а Путин считает, что Украина — это зона прямого непосредственного влияния России. И он решил эту ситуацию переиграть. Просто перевернуть доску шахматную. К тому же, по-видимому, он был сильно рассержен на американцев и вообще на западников, потому что считал, что они повлияли на ситуацию в Киеве. Все это вместе заставило его сейчас играть очень резко и очень остро.
 
— Крымское развитие событий — это какое-то рубежное решение в политике России в целом? Или правильнее говорить о резком изменении только на украинском участке?
 
— На участке Украины или нет, но это в любом случае рубежное решение. Это решение не может не быть рубежным. Россия оказывается в международном плане в состоянии оппонента фактически всего остального мирового сообщества, потому что Россию пока, можно сказать, поддержала [только] Северная Корея. Больше никто не поддержал, в том числе и те страны, на которые Россия здесь рассчитывала. В том числе и Китай в Совете безопасности ООН, который при голосовании, как известно, воздержался. То есть независимо от того, насколько здесь Россия считает свою позицию правильной, справедливой, обоснованной, она со своим пониманием оказалась в одиночестве.
 
Это очень серьезный рубеж в глазах значительной части мира. Россия пренебрегла какими-то международными договоренностями и переходит определенную «красную черту», если Крым будет включен в состав России. Независимо от того, насколько это справедливое решение или несправедливое — речь идет о том, как оно политически воспринимается в мире. Сколотить не то что коалицию, а даже обеспечить себе хоть какую-то минимальную поддержку — международную, политическую, дипломатическую — в данном случае России не удалось.
 
— В Харькове протесты, люди требуют от России «защиты и прав и обеспечения безопасности». Что-то подобное происходит и в Донецке. Если в ситуации с Крымом пророссийские настроение у значительной части населения вопросов не вызывают, то насколько пророссийски настроены восточные регионы Украины?
 
— Вопрос сложный. Нужно знать твердо ситуацию, нужно иметь достоверную информацию, в какой мере это все делается действительно людьми местными, а в какой мере все это делается какими-то приезжими людьми, какой здесь процент провокаций, если там провокации имеют место. Мы этого всего не знаем. Но в любом случае на востоке Украины будет сложнее, чем в Крыму. Там могут не любить киевскую власть, но это не значит, что они хотят присоединяться к России. Там таких настроений, как в Крыму, не было. Они [жители восточной Украины] очень тесно связаны своим бизнесом с Киевом.
 
К тому же если такая попытка по примеру Крыма будет проведена, то я думаю, что это может встретить уже по-настоящему жесткую реакцию не только Запада, но и всего мирового сообщества в отношении России. Не исключаю, что реакция на вмешательство России в ситуацию в Харькове и Донецке на фоне Крыма может привести к войне. Страшно об этом говорить, но тем не менее. Это может стать определенным рубежом, за которым может последовать если не непосредственно военная реакция, то какие-то заявления, которые будут угрожать ответной военной реакцией.
 
— Правильно ли я понимаю, что условно крымский сценарий в восточных регионах Украины маловероятен?
 
— Нет, он вероятен. Просто он будет значительно сложнее в исполнении и приведет к еще более жестким последствиям для России.
 
— Во многих странах зачастую попытка какой-то стороны бросить вызов мировому порядку вызывает бурную поддержку, особенно среди народных масс. Мы помним пример Уго Чавеса , в какой-то степени Муаммара Каддафи. В какой мере ситуация конфронтации с США и с Западом в целом может сыграть на увеличение в мире популярности России и личности Владимира Путина?
 
— Что значит «в мире»? Смотря в каком мире. Да, Чавес был достаточно популярен в мире, но тут вопрос еще в успешности страны. Если, скажем, в Латинской Америке, в Африке, даже в части европейских стран рейтинги будут показывать повышение популярности Владимира Путина — это будет приятно и Владимиру Путину, и другим людям, но это не усилит само по себе позиции России. Это будет связано скорее с нелюбовью к Америке, с тем, что людям вообще нравятся резкие телодвижения. Поэтому извлечь из этой популярности, в основном в странах третьего мира, какие-то политические или тем более экономические дивиденды будет очень сложно.
 
Вот извлечь их из популярности внутри страны, внутри России — можно. То, что делается, несомненно, приведет и уже приводит к росту рейтинга Путина внутри России. Я думаю, что во многом на это и делается внутриполитический расчёт президентом Путиным — что лозунги затягивания поясов и концентрации перед лицом внешнего врага, они всегда повышают популярность лидера и позволяют «списать» на обстоятельства внешнего международного характера экономические трудности, экономические проблемы. Вот здесь, во внутренней политике, думаю, президент Путин из нынешней ситуации извлечет больше. Но в какой мере это будет долговременно играющий ему на руку фактор, сказать сложно, потому что все равно экономика — это та материя, против которой долго работать очень сложно.
 
Если с экономикой будут проблемы (а они будут, потому что и так проблемы серьезные, а вследствие того, что мы наблюдаем вокруг Украины, это усугубится обязательно и через прямые санкции, и через милитаризацию экономики, и через бегство капитала, которое наверняка усилится — в таких острых ситуациях деньги всегда убегают из страны), в какой мере высокий личный рейтинг будет способен нейтрализовать ухудшение экономической, а соответственно и социальной ситуации, — это мы посмотрим.
 
— 17 марта ООН планирует выслать наблюдателей по правам человека на Украину. Каким образом представители ООН могу повлиять на развитие событий в регионе?
 
— Честно говоря, не знаю. Еще один международный фактор, который не очень удобен в перспективе, во всяком случае для России, связан с понижением авторитета ООН во всей этой ситуации.
 
Дело в том, что Россия все последние годы работала по нескольким международным направлениям. Одно из этих направлений — это укрепление евразийского пространства с Россией во главе. Сейчас, вследствие ситуации с Украиной, это пространство будет размываться, потому что многие потенциальные и действующие партнеры по Евразийскому сообществу будут напуганы. Мы уже это видим по их реакции — никто Россию не поддерживает.
 
Второе направление — это борьба против приближения НАТО к российским границам. С этим теперь будет сложно, поскольку российская позиция в Крыму оживляет, реанимирует блок НАТО. Он получает идейное вливание, потому что теперь ясно, для чего он существует. Последние годы это было не вполне понятно. Многие страны, в частности Грузия, вероятно и Украина, устремятся в НАТО. НАТО будет приближаться к нашим границам.
 
Наконец, третий фактор — это фактор международных организаций, прежде всего ООН. Россия как страна, экономический потенциал которой порядково уступает объединенному экономическому потенциалу стран Запада, — она, как и всякий слабейший, заинтересована в авторитетном рефери, который будет уравнивать шансы сторон. То, что Россия авторитетный член ООН, обладает правом вето в Совете безопасности, всегда повышало шансы России в конкуренции с западным миром, потому что экономика таких шансов не давала.
 
Россия как мало какая другая страна заинтересована в авторитете ООН, всегда повышала это авторитет, всегда осуждала Соединенные Штаты, если [они] манкировали где-то авторитетом ООН. Но теперь то же самое делает Россия. Она в том, что касается ООН, поступает против своих целей и собственных интересов. Это удивительно, но это так. Сейчас Россия фактически не проявляет интереса к позиции ООН, пользуясь своим формальным правом вето в Совбезе. Я не уверен, что Россия в дальнейшем проявит интерес к Организации Объединенных Наций, пустит экспертов. Сейчас мы видим, как поступают с представителями ООН в Крыму: скажем, не очень корректно. Боюсь, что здесь ООН вряд ли сможет реально повлиять на ситуацию.
 
— Насколько вообще в такой обстановке необходимы наблюдатели по правам человека?
 
— Правозащитники на Украине необходимы, пока им дают работать и не начинают их расстреливать. Пока можно работать, нужно работать. То же, кстати, относится и к журналистам, правозащитным организациям, ко всем тем, кто обеспечивает общество информацией, защитой прав. В тоталитарных государствах таких возможностей нет. Но пока они есть, эти люди необходимы, на мой взгляд.
 
— Планирует ли СПЧ отправить кого-нибудь в этом направлении?
 
— Уже недели две назад создана комиссия по Крыму, и регулярно ездят люди. Последняя туда ездила Елена Масюк. Регулярно отчеты об этих поездках и впечатлениях публикуются в прессе и на официальном сайте Совета по правам человека. Если не дай Бог ситуация столь же острая будет и в другой части Украины, то СПЧ, конечно, не оставит это без внимания.
Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела