09 ноября 2016, 08:38 | Автор: Иван Рутов

В Африке нашли следы первой жизни на Земле

В Африке ученые обнаружили новые следы первой жизни на Земле, которые доказывают, что жизнь на нашей планете зародилась раньше, чем 200 миллионов лет назад.

Немецкие геологи обнаружили в породах древнего суперконтинента Ваальбара следы наземной жизни древностью не менее 3,2 миллиарда лет. Соответствующая статья опубликована в журнале Geology. Выдержки из нее приводит Лайф.

Учёные проанализировали изотопный состав образцов пирита из отложений из Южной Африки. Они относится к так называемому зеленокаменному поясу на территории, ранее входившей в древнейший суперконтинент Ваальбара. Одна часть его коры уцелела в Южной Африке, а другая — в Австралии. Оба куска располагают корой древностью до 3,5 миллиарда лет, самой старой из сохранившихся на Земле.

Анализ соотношения изотопов серы-32 и серы-34 в изученных кристаллах пирита (соединения серы и железа) показал, что в центре кристаллов более лёгкого изотопа серы меньше, чем снаружи. Это результат биологического фракционирования — явления, которое довольно широко встречается в живой природе и сегодня. Живые организмы, как правило, предпочитают использовать в обмене веществ более лёгкие изотопы. Это часто позволяет найти следы их деятельности в образцах настолько древних, что следов самих организмов там уже нет.

Как отмечают авторы работы, пириты взяты из слоёв, датированных примерно 3,22 миллиарда лет. Геологически их идентифицировали как отложения в речной долине, подвергавшейся систематическим периодам повышенного и пониженного увлажнения — разливам и засухам. Данные породы не были частью морского дна. Таким образом, учёные обнаружили древнейшие бесспорные свидетельства присутствия жизни на суше. Ранее самые древние следы наличия жизни, согласно расчётам, имели возраст не более 2,9 миллиарда лет.