Здоровье
10 декабря 2013, 05:39 | Автор: Иван Рутов

СМИ: американские ученые нашли панацею от рака

В США ученые и врачи с помощью новой технологии вылечили от рака смертельно больного человека. А их канадские коллеги нашли способ активации иммунитета для лечения рака мозга.

Американские ученые и врачи с помощью новой технологии вылечили от рака смертельно больного человека. Новая методика может стать мощным лекарством для лечения онкологических и многих других заболеваний, пишет CNews.

Суть новой технологии заключается в «обучении» иммунных клеток пациента борьбе с клетками рака. Первые успешные опыты по лечению пациентов в тяжелом состоянии продемонстрировали высочайшую эффективность новой методики.

Нику Уилкинсу был поставлен диагноз лейкемия, когда ему было всего 4 года. Ни химиотерапия, ни пересадка костного мозга от его сестры не помогли избавиться от болезни. К 14 годам стало ясно, что все существующие способы лечения не помогают. Мальчика включили в экспериментальную программу лечения, разработанную в Университете Пенсильвании. Вместе с 20-ю другими молодыми пациентами Ник Уилкинс прошел курс экспериментального лечения в Детской больнице Филадельфии. На этих выходных на ежегодном собрании Американского гематологического общества врачи представили доклад об успешном завершении эксперимента. Удивительно, но уже через 2 месяца после лечения Ник полностью избавился от рака. Из 21 пациента у 18 наблюдалось полное излечение всего лишь после одного курса лечения.

Новая терапия основана на использовании Т-клеток иммунной системы пациента и, при должной квалификации врачей, потенциально может быть осуществлена в любом современном медицинском центре. Лечение проходит следующим образом: сначала врачи берут у пациента иммунные Т-клетки и перепрограммируют их путем передачи в новых генов. Модифицированные клетки «нацеливают» на определенные раковые клетки, и таким образом Т-клетки пациента приобретают свойство обнаруживать и атаковать опухолевые клетки. После перепрограммирования, Т-клетки вводят в тело пациента, у которого ранее эти самые клетки были взяты. В теле человека каждая перепрограммированная клетка передает свою новую генетическую модификацию 10 000 других клеток. Таким образом, в организме пациента появляется большое количество «охотников», которые начинают уничтожать раковые клетки. По сути, ученые «обучили» иммунитет бороться с раком точно так же, как он борется, например, с простудой.

У лечения есть свои особенности, так, после введения модифицированных клеток началась активная борьба с раком, которая вылилась в обычные симптомы борьбы с инфекцией: высокая температура, слабость и т.п. Однако побочные эффекты нового лечения не идут ни в какое сравнение с тяжелейшим отравлением организма в результате противораковой химиотерапии или опасностями и болезненностью операции по пересадке костного мозга.

Сегодня новая методика лечения доступна лишь в ходе экспериментальных клинических программ, но врачи полагают, что через 3-5 лет она станет обычной клинической практикой.

Как сообщает Russian Today со ссылкой на Associated Press, экспериментальную терапию прошли пациенты с различными группами крови, у которых был диагностирован лейкоз. Всего в исследовании участвовали 120 пациентов. В одной из исследовательских групп все пятеро взрослых и 19 из 22 детей, страдавших острым лейкозом, уже год находятся в состоянии полной ремиссии. В другой группе из 32 человек четверо смогли победить заболевание, а состояние 13 значительно улучшилось.

Между тем канадские ученые нашли лекарство, которое стимулирует работу иммунных клеток в головном мозгу и тем самым подавляет в нем рост даже самых агрессивных форм раковых опухолей, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, на которую ссылается РИА Новости.

Наиболее агрессивная форма рака мозга, глиобластома, устойчива к существующим методам лечения, потому что ее опухолевые клетки способны восстанавливаться. Кроме того, часто они "окружены" иммуноцитами — в обычной ситуации эти клетки защищают организм от разных заболеваний, но в случае с глиобластомой не было ясно, подавляют ли они рост опухолевых клеток или же способствуют ему.

Ви Юн (Wee Yong) из Университета Калгари (Канада) и его коллеги извлекли у пациентов с глиобластомой опухолевые клетки и иммуноциты и проверили, как они взаимодействуют друг с другом в лабораторных условиях. Оказалось, что иммуноциты пациентов почти не подавляли рост опухолевых клеток. Тем временем иммуноциты здоровых людей справлялись с этой функцией гораздо лучше.

Тогда Юн и его коллеги попытались активировать работу клеток-"защитников" у людей с глиобластомой, для чего протестировали более тысячи лекарственных средств. Одно из них, Амфотирецин B, помогло иммуноцитам бороться с ростом опухолевых клеток. Ученые подтвердили этот результат в эксперименте на мышах: грызуны, которым заранее ввели опухолевые клетки человека, благодаря лекарству смогли прожить вдвое дольше, а скорость роста опухоли у них уменьшилась.

Авторы статьи считают, что они нашли эффективное лекарство против рака мозга, даже в агрессивных его формах. Но так как оно обладает несколькими побочными эффектами, особенно при использовании в больших дозах, ученые намерены провести ряд других исследований, чтобы понять, насколько Амфотирецин B безопасен.