Ученые доказали, что физические упражнения изменяют ДНК человека

Опубликовано 08.07.13 18:04 Ученые доказали, что физические упражнения изменяют ДНК человека

Изменить работу генов, отвечающих за лишний вес, помогут полугодовые занятия спортом или аэробикой.

Даже непродолжительные занятия спортом способны вызывать положительные изменения в ДНК и снижать риск ожирения и связанных с ним болезней. К такому выводу пришли шведские ученые из Лундского Университета, пишет "Российская газета" со ссылкой на Medical News Today.

Для этого они в течение полугода вели наблюдения за 23 молодыми мужчинами-добровольцами. У всех участников было небольшое превышение в весе, но в целом они были здоровы. До старта уиююрсз исследования добровольцы не отличались физической активностью.

По условиям эксперимента участники должны были трижды в неделю заниматься аэробикой или велоаэробикой. Однако мужчины, не привыкшие к регулярным физическим усилиям, в среднем там бывали примерно два раза в неделю.

После шести месяцев наблюдений исследователи проанализировали геном добровольцев. Оказалось, что даже непродолжительные занятия спортом не прошли впустую - они изменили работу генов, ответственных за хранение жира и развитие ожирения.

Ученые проследили за изменениями в так называемых метильных группах - молекулах, входящих в состав генов, - в жировых клетках. Известно, что метильные группы влияют на "экспрессию гена", то есть на то, будут ли гены включаться или выключаться.

Известно, что все клетки, в том числе жировые, содержат ДНК, хранящую генетическую информацию. Хотя гены передаются по наследству и не могут быть изменены, метильные группы внутри генов испытывают влияние от различных факторов, например, физических упражнений, диеты и образа жизни в целом.

"Наше исследование показало положительный эффект от упражнений", - сообщила автор исследования Шарлотта Линг. Обнаружилось, что эпигенетические изменения (изменения в экспрессии) затронули 7000 генов, составлявших 35% генома. Среди прочего ученые проанализировали и гены, традиционно связанные с сахарным диабетом 2-го типа и ожирением, и также обнаружили положительные изменения. Кроме того, снизилась активность генов, участвующих в хранении сахара. А модификация двух ключевых генов сократила выработку свободных жирных кислот в крови (их высокий уровень связан с сахарным диабетом 2-го типа).

Результаты исследования были подтверждены успехами в лабораторных опытах. В их ходе ученые "выключили" некоторые гены, снизив их экспрессию. В итоге подобная трансформация позволила снизить накопление жира в клетках.